С целью повышения компетентности педагогов по вопросам суицидального поведения среди несовершеннолетних Минобнауки России направляет указанные методические рекомендации для сведения и возможного использования в работе.
Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в Российской Федерации является одной из главных задач различных служб и ведомств. Вопрос сохранения психического здоровья подрастающего поколения имеет особую значимость.
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков является системой общих специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном и правовом, медицинском и педагогическим и др.
К условиям успешности профилактической работы можно отнести следующее: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
Психологический смысл подросткового суицида – это чаще всего «крик о помощи» , или месть, протест, стремление привлечь внимание к своему страданию.
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте:
- повышенная впечатлительность и внушаемость, способность остро чувствовать и переживать, склонность к перепадам настроения, слабость критических способностей;
- гнев, злоба, протест или желание наказать себя и других могут лежать в основе суицидального поведения;
- эмоциональная нестабильность и неумение ослабить эмоциональное напряжение также приводит к суицидальным действиям;
- для подростков характерно наличие взаимосвязи попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побеги из школы, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией и т.д.
Мотивы суицидального поведения:
- обида, чувство одиночества, отчужденности, непонимания;
- действенная или мнимая утрата любви родителей, неразделенная любовь или ревность;
- чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- страх позора, насмешек, унижения;
- любовные неудачи;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать нежелательных последствий, уйти от трудной ситуации;
- страх наказания, нежелание извиниться;
- сочувствие или подражание героям фильмов, публикаций в СМИ.
Внешние признаки возможности суицидального риска:
- резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам;
- затяжное подавленное настроение, низкий эмоциональный фон, раздражительность;
- резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет общаться с близкими ему людьми, стал дарить вещи, теряет интерес к тому, чем раньше дорожил);
- разговоры или намеки на желание умереть;
- опасное поведение с высоким риском причинения вреда своей жизни или здоровью.
Основными «инструментами» педагогов для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за его поведением, информация, полученная от третьих лиц (друзей, родственников), данные медицинской документации.
Необходимые условия профилактики суицидального риска в подростковой среде:
- благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе);
- насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.);
- возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни и переживаниям подростка;
- помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей;
- устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего, семейные;
- контроль использования ребенком интернет – ресурсов.
Роль педагога (классного руководителя) в профилактике суицидального поведения подростков.
Учитель, который регулярно общается с подростком, может непосредственно повлиять на позитивное разрешение трудной для подростка ситуации:
- если вы увидели хоть один из признаков, свидетельствующих о надвигающейся угрозе риска для подростка, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию;
- обратитесь к психологу или к другим специалистам за помощью;
- если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
Педагог должен быть готов в любой момент информировать подростков о способах получения помощи в трудных ситуациях и о специалистах, которые могут оказать такую помощь.
2018 г.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ по материалам
сайта http://bcro.edusite.ru/DswMedia/metodrek_suicidyi_roditeli_itog.pdf