Информатизация в дошкольном образовании: новые возможности развития и средство повышения качества первого звена непрерывного образования

Современный мир, в котором растет и развивается ребёнок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Все это предъявляет новые требования к первому звену непрерывного образования: образования с  использованием современных  технологий.  В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учётом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Качество образования — результат деятельности дошкольного учреждения.
Понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме. Качество образования связано с климатом в группе и уровнем организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива.
Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:
– обучение без утомления;
– сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
– успешность обучения;
– поддержание желания учиться;
– обеспечение возможности поступления в престижную школу;
Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями воспитанников. Для педагогов качество означает наличие качественного образовательного плана, методических материалов и развивающей предметно-пространственной среды ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
Для – руководителя – это:
– высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ОУ;
– сохранение здоровья детей;
– рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности
Движущей силой развития ДУ становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это характеризует творческого педагога.

Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

Многие сегодня говорят о внедрении инновационных технологий и необходимости их использования. Технологии в образовании призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к новым знаниям, ускорить процесс усвоения уже полученных.

     Каждому педагогу сегодня необходимо  владеть и грамотно использовать цифровые технологии – это позволит ему  разнообразить форму подачи и закрепления учебного материала  и, самое главное,  у воспитанников будет расти интерес и желание к познавательному развитию в целом. Поэтому, прежде всего, необходимо создать условия для профессионального  роста педагогов, уделять больше внимания подготовки и обучению, у современных педагогов есть возможность, постоянно расти профессионально,  перенимать у коллег лучшие практики и обмениваться идеями. Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением мультимедийных технологий, электронных информационных ресурсов, а так же сетевых технологий в качестве средства обучения в воспитания. Сегодня в своей деятельности педагоги активно используют ИКТ в следующих направлениях:

при организации психолого-педагогического процесса;  в  процессе взаимодействия с родителями; в процессе ведения документации; в процессе самообразования.

     Благодаря цифровизации они чувствуют себя уверенно, потому что важная информация всегда под рукой.

Курсовая подготовка позволяет педагогам познакомиться с новыми инновационными программами. Популярной в наше время стала новая модульная программа  дошкольного образования «От Фрёбеля до робота». Работа в формате сетевой площадки позволяет педагогам изучить программное обеспечение, внедрить в образовательный процесс робототехнику, привлечь воспитанников и их родителей к техническому творчеству и направить увлечение современными гаджетами в нужное русло.

Так итогом деятельности – может стать участие воспитанников в разработке проектов, получение навыков программирования и участие в конкурсах технического творчества различных уровней, на которых они неоднократно становятся победителями и призерами.

Наличие   цифрового фотоаппарата в детском саду и знакомство с программой iPhoto, и программы iMovie (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса). Имея, такое незамысловатое оборудование можно создать  мультстудии. Так,   в СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ с.Исаклы  работают студии «Алёнкины затеи», «Минифильмики», где воспитанники погружаются  в мир мультипликации. За время существования студии детьми создано более 15 мультфильмов в разных жанрах и техниках. Они стали победителями и призерами конкурсов различных уровней.

Еще одним направлением использования цифровых технологий в детском саду это разработка образовательных маршрутов. Этот вид электронных дидактических пособий стал наиболее востребован в период дистанционного обучения. Совместное прохождение образовательных маршрутов позволяет укрепить детско-родительские отношения, расширить кругозор, создать ситуацию успеха для ребенка при выполнении творческих заданий. http://spalenushka.minobr63.ru/образовательные-маршруты/

Каждый день родителей дошколят  наполнен большим списком дел: нужное много успеть и найти время побыть с семьёй. Им хочется больше знать о том, как проходит день ребёнка, но нет возможности постоянно поддерживать связь, поэтому общение в чате, сообщение важных новостей, совместное обсуждение ключевых вопросов, очень актуально в современном мире. А  в период пандемии онлайн – общение заменило родительские собрания. Хочется отметить, что широкое применение педагогами цифровых технологий в образовательном процессе помогло в свое время  достаточно легко сориентироваться  и перейти на удаленный формат работы.

Наработанное в виртуальном пространстве сотрудничество позволило родителям стать активными участниками образовательного процесса в период самоизоляции. Именно они стали авторами роликов с зарядками, экспериментами и т.д. Что позволило разнообразить деятельность ребенка дома. http://spalenushka.minobr63.ru

Все проводимые акции можно перевести на дистанционный формат: Бессмертный полк, Бессмертная эскадрилья, Окна победы, Читаем детям о войне. Дошколята поздравили с юбилеем родное село и район. http://spalenushka.minobr63.ru

Можно  организовать и виртуальные выставки детских работ, посвященные юбилейным датам, и  размещать их на сайте детского сада и социальных сетях.

Конечно, в первую очередь, нужно ценить живой контакт. Поэтому через группу в ВК обсуждать мастер классы родителей с детьми или договариваться о проведении субботника. В период, когда нет возможности приглашать родителей на мероприятия, дошкольные работники  активно используют социальные сети  и официальный сайт ДО, там родители могут найти видео утренников, развлечений, НОД. Конкурсы среди воспитанников  также проводятся дистанционно, у родителей появиляется  возможность принять участие в оценке действий своего ребенка, и имеют возможность  проголосовать за понравившиеся им работы.

Использование ИКТ позволяет так же организовать работу родительских клубов в дистанционном формате. Так работают  родительские клубы в СП «Детский сад Аленушка» ГБОУ СОШ с.Исаклы  «Растем вместе» и «Скоро в школу». http://spalenushka.minobr63.ru/детско-родительские-клубы-в-сп/растем-вместе/

Таким образом, цифровые технологии стали неотъемлемой частью организации деятельности детского сада и связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса. Сегодня дошкольники находятся на первой ступени внедрения цифровизации в образование. Этот процесс может занять много времени, но в конечном итоге технологии могут открыть новые двери для нового опыта для открытий, для способов сотрудничества обучающихся и педагогов.

Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что  с помощью цифровизации можно значительно разнообразить работу в ДОУ, тем самым повышая качество предоставляемых образовательных услуг.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Статья подготовлена с использованием электронных ресурсов:

«Применение  ИКТ в воспитательно-образовательном процессе»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/28/konsultatsiya-dlya-vospitateley-primenenie-ikt-v-vospitatelno

«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании»

https://sites.google.com/site/iktvdoskolnomobrazovanii/vozmoznosti-ispolzovania-ikt-v-doskolnom-obrazovanii

Методист Е. Алюкова.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.