«Безусловная любовь как основное правило воспитания детей»

«Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть».

   Используйте разные способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

   Каждая область принципиально важна. Многие родители сосредоточивают свое вни­мание на одной или двух областях, пренебрегая другими. Это приводит к осложнениям в процессе воспитания ребенка.

Контакт глаз – это основное средство передачи чувств, в том числе и любви, особен­но к детям. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он «пропитан» этой любовью и тем полнее его «эмоциональный резервуар». Исследования показали, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смо­трим ему прямо в глаза. Но, к сожалению, чаще всего мы «выразительно» смотрим ему в глаза в те моменты, когда критикуем, поучаем, упрекаем, ругаем и пр. Это катастрофиче­ская ошибка. Использование контакта глаз в подобных ситуациях влияет на ребенка нега­тивно, особенно когда ребенок совсем маленький. Если родитель использует это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок не может не видеть своего родителя, в первую очередь, с отрицательной стороны. Пока ребенок ма­ленький, страх делает его покорным и послушным. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией. Когда родители в качестве наказания избегают смотреть прямо в глаза ребенку, это негативно сказывается на его самочувствии и развитии, действует на него угнетающе. Для ребенка куда мучительнее, когда родители специально и сознательно не смотрят на него, чем когда его физически наказывают. Глаза родителей должны излучать нежность и лю­бовь, а постоянный строгий взгляд – не лучшее средство укрепить дисциплину.

Физический контакт. Кажется очевидным, что проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее, исследования показали, что большин­ство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости, помогая им одеть­ся, сесть в машину и пр. При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы (но они не должны быть демонстративными и чрезмерными). Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим со­бой, и с другими людьми. Ему будет легко общаться, и, следовательно, он будет пользо­ваться общей симпатией, у него будет хорошая самооценка. Соответствующий возрасту физический контакт и постоянный контакт глаз – это наиболее эффективные способы за­полнить «эмоциональный резервуар» ребенка и помочь ему развиваться наилучшим обра­зом. Существует мнение, что мальчики меньше нуждаются в физическом контакте. На са­мом деле, потребность мальчика в физическом контакте никогда не прекращается, изме­няются только формы его проявления. Маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали, целовали. Это физическое проявление любви принципиально важно для него и является решающим в его развитии с рождения до 7-8 лет.По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Те­перь его больше притягивает мужская линия поведения. Разные игры, включающие борьбу, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Но, несмотря на это, по­требность в нежности у мальчиков остается и возникает обычно, когда они травмированы (физически или эмоционально), очень устали и т. п.

Теперь остановимся на удовлетворении эмоциональных потребностей девочек. В те­чение первых 7-8 лет девочки не реагируют на эмоциональную депривацию так прямо и непосредственно, как мальчики. Другими словами, их эмоциональные потребности не так очевидны. Хотя маленькие девочки не проявляют свое горе в явном виде, они тяжело стра­дают, если не имеют достаточной эмоциональной поддержки. Это становится очевидным по мере того, как они взрослеют, особенно в подростковом возрасте. В отличие от мальчи­ков, для девочек физический контакт (особенно внешние проявления нежности) становит­ся с годами еще важнее и достигает пика в возрасте 11 лет.

 Третий способ проявления любви к ребенку – пристальное внимание – требует вре­мени больше, нежели два предыдущих. Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы полностью сосредоточены на нем, не отвлекаемся ни на какие мелочи. Ребенок должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству. Он должен быть уверен в своем праве на «нераспыленное» внимание, заботливую сосредоточенность и подлинный глубокий интерес именно к нему в эти минуты. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих роди­телей самый важный человек в мире. А это жизненно важно в развитии самооценки, что в свою очередь глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми, любить их. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство, чувствует себя не самым важным для своих родителей. В результате этого ребенок не ощущает себя в безопасности, нарушается его эмоциональное и психическое развитие.Чем меньше ребенок, тем больше времени мы тратим на уход за ним. Но является за­блуждением мнение, что с возрастом ребенок меньше нуждается в нашем внимании. При общении с более старшими детьми нужно время, чтобы их защитные механизмы ослаб­ли и они почувствовали себя внутренне свободными настолько, чтобы раскрыть душу, по­делиться самыми сокровенными мыслями, особенно если что-нибудь сильно тревожит и мучает их. Если у ребенка с детства не было навыка пристального внимания со стороны близких и значимых людей, ему сложно научиться разумно и полноценно общаться с роди­телями, для этого нужны дополнительные усилия со стороны взрослых.Нельзя точно определить, сколько времени должен уделять родитель ребенку. В каж­дом отдельном случае родителю необходимо быть чутким по отношению к ребенку, к его потребностям, ему нужно научиться чувствовать, когда и в каком количестве ребенку не­обходимо его пристальное внимание.

Дисциплина. Первое, что необходимо сделать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, – это дать ему почувствовать, что его любят. В этом заключается главная и наиболее важ­ная часть хорошей дисциплины.В области воспитания дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, для того чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и уважаемым чле­ном общества. Дисциплина включает в себя пример взрослых, моделирование ситуаций, словесные и письменные инструкции, письменные просьбы, обучение, обеспечение ребен­ку возможности самостоятельно учиться и набираться различного жизненного опыта. Ко­нечно, наказание тоже есть в этом списке, но это только один из многих способов обеспе­чения дисциплины, причем наименее эффективный.К дисциплинированности легче прийти, когда ребенок чувствует, что его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Тогда ребенок может без враждебности примириться с руководящей ролью родителей. Когда ребенок уверен, что родители осо­знают его чувства, мысли и желания, он будет положительно реагировать на их дисципли­нарные требования.

Как безоценочно принимать ребенка

– Оценивайте поступок («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»), а не личность ребенка («Ты очень жадный мальчик»).

– Используйте «временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось»), а не «постоянный» («У тебя никогда ничего не получается как следует»).

– Сравнивайте ребенка только с самим собой, а не с другими: «Сегодня у тебя получи­лось заправить кровать лучше, чем вчера…»

– Разговаривайте доброжелательно, выражайте искреннюю заинтересованность.

– Используйте ласковые слова, похвалу, комплименты.

– Используйте правило «Три «+» и один «-»»: прежде чем 1 раз указать ребенку на ошиб­ку, 3 раза его похвалите.

– Выражайте свои чувства и отражайте чувства ребенка.

Помните, как важен контакт глаз, улыбка, позитивные телесные контакты.

Поощрения и наказания. Ребенок должен ощущать, что есть определенные ограниче­ния, есть запреты, которые он не должен нарушать. Но это не должно вызывать протест у ребенка. Для этого необходимо:

– во-первых, чтобы ограничения и требования были разумными, то есть соответствова­ли возрасту и возможностям ребенка;

– во-вторых, требования должны быть постоянными (нельзя то разрешать, то запре­щать что-то);

– в-третьих, родители должны вводить ограничения постепенно и следить за тем, чтобы они были понятны ребенку.

При общении с ребенком нежелательно использовать термин «наказание». Он должен быть заменен термином «негативные последствия». Негативные последствия рассматри­ваются нами как реакция родителей на плохое поведение ребенка (важно еще раз подчер­кнуть, что плохим является поведение, а не сам ребенок).И если вслушаться в русское слово «наказание» и перевести его буквально, то оно означает: «дать наказ». Давайте придерживаться этого значения. Необходимо разделять отношение к ребенку и отношение к его поведению. Самого ребенка мы любим безусловно, но своим поведением он может вызывать различные чув­ства: раздражение, гнев, обиду и т. д. Следовательно, бывают моменты, когда ребенок сво­им поведением может провоцировать негативные последствия со стороны родителей. Если родители слишком часто наказывают ребенка, им стоит заново проанализиро­вать свои отношения с ним, задуматься, не слишком ли много они хотят от приемного сына или дочери. Определить необходимое наказание всегда трудно. Ребенок очень чувствите­лен к справедливости и логичности наказания. Он знает, когда родители «перестарались» и были слишком жестоки с ним. Он также замечает, когда родители часто мирятся с его пло­хим поведением. Ребенок обнаруживает их непоследовательность или в отношении к нему одному, или в сравнении с другими детьми, особенно братьями и сестрами. Вот почему родители должны быть строги и настойчивы, всегда требуя соответствующего поведения. Родители также должны быть гибкими, чтобы иметь мужество извиниться перед ребенком, если они были неправы по отношению к нему.

Баракина О.С., педагог -психолог

«ГБУ ДПО Похвистневский РЦ»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.