«Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть».
Используйте разные способы выражения любви к ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.
Каждая область принципиально важна. Многие родители сосредоточивают свое внимание на одной или двух областях, пренебрегая другими. Это приводит к осложнениям в процессе воспитания ребенка.
Контакт глаз – это основное средство передачи чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Чем чаще родители смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он «пропитан» этой любовью и тем полнее его «эмоциональный резервуар». Исследования показали, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему прямо в глаза. Но, к сожалению, чаще всего мы «выразительно» смотрим ему в глаза в те моменты, когда критикуем, поучаем, упрекаем, ругаем и пр. Это катастрофическая ошибка. Использование контакта глаз в подобных ситуациях влияет на ребенка негативно, особенно когда ребенок совсем маленький. Если родитель использует это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок не может не видеть своего родителя, в первую очередь, с отрицательной стороны. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией. Когда родители в качестве наказания избегают смотреть прямо в глаза ребенку, это негативно сказывается на его самочувствии и развитии, действует на него угнетающе. Для ребенка куда мучительнее, когда родители специально и сознательно не смотрят на него, чем когда его физически наказывают. Глаза родителей должны излучать нежность и любовь, а постоянный строгий взгляд – не лучшее средство укрепить дисциплину.
Физический контакт. Кажется очевидным, что проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее, исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости, помогая им одеться, сесть в машину и пр. При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы (но они не должны быть демонстративными и чрезмерными). Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими людьми. Ему будет легко общаться, и, следовательно, он будет пользоваться общей симпатией, у него будет хорошая самооценка. Соответствующий возрасту физический контакт и постоянный контакт глаз – это наиболее эффективные способы заполнить «эмоциональный резервуар» ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом. Существует мнение, что мальчики меньше нуждаются в физическом контакте. На самом деле, потребность мальчика в физическом контакте никогда не прекращается, изменяются только формы его проявления. Маленькому мальчику нужно, чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали, целовали. Это физическое проявление любви принципиально важно для него и является решающим в его развитии с рождения до 7-8 лет.По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Теперь его больше притягивает мужская линия поведения. Разные игры, включающие борьбу, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Но, несмотря на это, потребность в нежности у мальчиков остается и возникает обычно, когда они травмированы (физически или эмоционально), очень устали и т. п.
Теперь остановимся на удовлетворении эмоциональных потребностей девочек. В течение первых 7-8 лет девочки не реагируют на эмоциональную депривацию так прямо и непосредственно, как мальчики. Другими словами, их эмоциональные потребности не так очевидны. Хотя маленькие девочки не проявляют свое горе в явном виде, они тяжело страдают, если не имеют достаточной эмоциональной поддержки. Это становится очевидным по мере того, как они взрослеют, особенно в подростковом возрасте. В отличие от мальчиков, для девочек физический контакт (особенно внешние проявления нежности) становится с годами еще важнее и достигает пика в возрасте 11 лет.
Третий способ проявления любви к ребенку – пристальное внимание – требует времени больше, нежели два предыдущих. Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы полностью сосредоточены на нем, не отвлекаемся ни на какие мелочи. Ребенок должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству. Он должен быть уверен в своем праве на «нераспыленное» внимание, заботливую сосредоточенность и подлинный глубокий интерес именно к нему в эти минуты. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире. А это жизненно важно в развитии самооценки, что в свою очередь глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми, любить их. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство, чувствует себя не самым важным для своих родителей. В результате этого ребенок не ощущает себя в безопасности, нарушается его эмоциональное и психическое развитие.Чем меньше ребенок, тем больше времени мы тратим на уход за ним. Но является заблуждением мнение, что с возрастом ребенок меньше нуждается в нашем внимании. При общении с более старшими детьми нужно время, чтобы их защитные механизмы ослабли и они почувствовали себя внутренне свободными настолько, чтобы раскрыть душу, поделиться самыми сокровенными мыслями, особенно если что-нибудь сильно тревожит и мучает их. Если у ребенка с детства не было навыка пристального внимания со стороны близких и значимых людей, ему сложно научиться разумно и полноценно общаться с родителями, для этого нужны дополнительные усилия со стороны взрослых.Нельзя точно определить, сколько времени должен уделять родитель ребенку. В каждом отдельном случае родителю необходимо быть чутким по отношению к ребенку, к его потребностям, ему нужно научиться чувствовать, когда и в каком количестве ребенку необходимо его пристальное внимание.
Дисциплина. Первое, что необходимо сделать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, – это дать ему почувствовать, что его любят. В этом заключается главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.В области воспитания дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, для того чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и уважаемым членом общества. Дисциплина включает в себя пример взрослых, моделирование ситуаций, словесные и письменные инструкции, письменные просьбы, обучение, обеспечение ребенку возможности самостоятельно учиться и набираться различного жизненного опыта. Конечно, наказание тоже есть в этом списке, но это только один из многих способов обеспечения дисциплины, причем наименее эффективный.К дисциплинированности легче прийти, когда ребенок чувствует, что его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Тогда ребенок может без враждебности примириться с руководящей ролью родителей. Когда ребенок уверен, что родители осознают его чувства, мысли и желания, он будет положительно реагировать на их дисциплинарные требования.
Как безоценочно принимать ребенка
– Оценивайте поступок («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»), а не личность ребенка («Ты очень жадный мальчик»).
– Используйте «временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось»), а не «постоянный» («У тебя никогда ничего не получается как следует»).
– Сравнивайте ребенка только с самим собой, а не с другими: «Сегодня у тебя получилось заправить кровать лучше, чем вчера…»
– Разговаривайте доброжелательно, выражайте искреннюю заинтересованность.
– Используйте ласковые слова, похвалу, комплименты.
– Используйте правило «Три «+» и один «-»»: прежде чем 1 раз указать ребенку на ошибку, 3 раза его похвалите.
– Выражайте свои чувства и отражайте чувства ребенка.
Помните, как важен контакт глаз, улыбка, позитивные телесные контакты.
Поощрения и наказания. Ребенок должен ощущать, что есть определенные ограничения, есть запреты, которые он не должен нарушать. Но это не должно вызывать протест у ребенка. Для этого необходимо:
– во-первых, чтобы ограничения и требования были разумными, то есть соответствовали возрасту и возможностям ребенка;
– во-вторых, требования должны быть постоянными (нельзя то разрешать, то запрещать что-то);
– в-третьих, родители должны вводить ограничения постепенно и следить за тем, чтобы они были понятны ребенку.
При общении с ребенком нежелательно использовать термин «наказание». Он должен быть заменен термином «негативные последствия». Негативные последствия рассматриваются нами как реакция родителей на плохое поведение ребенка (важно еще раз подчеркнуть, что плохим является поведение, а не сам ребенок).И если вслушаться в русское слово «наказание» и перевести его буквально, то оно означает: «дать наказ». Давайте придерживаться этого значения. Необходимо разделять отношение к ребенку и отношение к его поведению. Самого ребенка мы любим безусловно, но своим поведением он может вызывать различные чувства: раздражение, гнев, обиду и т. д. Следовательно, бывают моменты, когда ребенок своим поведением может провоцировать негативные последствия со стороны родителей. Если родители слишком часто наказывают ребенка, им стоит заново проанализировать свои отношения с ним, задуматься, не слишком ли много они хотят от приемного сына или дочери. Определить необходимое наказание всегда трудно. Ребенок очень чувствителен к справедливости и логичности наказания. Он знает, когда родители «перестарались» и были слишком жестоки с ним. Он также замечает, когда родители часто мирятся с его плохим поведением. Ребенок обнаруживает их непоследовательность или в отношении к нему одному, или в сравнении с другими детьми, особенно братьями и сестрами. Вот почему родители должны быть строги и настойчивы, всегда требуя соответствующего поведения. Родители также должны быть гибкими, чтобы иметь мужество извиниться перед ребенком, если они были неправы по отношению к нему.
Баракина О.С., педагог -психолог
«ГБУ ДПО Похвистневский РЦ»