20 мая 2022 года на базе ГКОУ для детей-сирот с. Камышла прошел окружной практико-ориентированный семинар «Новые подходы к обучению и развитию детей с интеллектуальными нарушениями».
Семинар организован в рамках обмена практическим опытом по вопросам воспитания и развития детей с умственной отсталостью.
Педагогами образовательной организации были продемонстрированы практики по формированию жизненно-важных компетенций у детей данной категории с использованием деятельностного подхода в обучении, который обеспечивает придание результатам образования социально и личностно значимого характера, прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях.
В завершении семинара были подведены итоги. Слушателями отмечалось, что всегда ценен практический опыт, направленный на совершенствование действующей системы образования и социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
По результатам проведенного анкетирования, с целью получения обратной связи, участниками отметили: актуальность, полезность и новизну полученной информации.
Данный семинар продемонстрировал высокий уровень методической подготовки и активности педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения, что способствует развитию профессионализма, возможности транслировать опыт работы учреждения.
В рамках семинара были выработаны общие рекомендации по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- Учителям необходимо постоянно поддерживать уверенность ребенка с ОВЗ в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях.
- Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Не требовать от ребёнка сразу исправить ошибку, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность обучающегося использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, сенсомоторного). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не скорость и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 15 минут).
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
- Дополнительная мотивация (необходимо использовать похвалу, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.)
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время занятий со специалистами.
Благодарим административную команду и педагогический коллектив ГКОУ для детей-сирот с.Камышла за представленные решения!
Усманова Л.Н., педагог-психолог