Доверительные и доброжелательные отношения между учителем и его учениками невозможны без установления на уроке четких, простых и понятных детям правил поведения. Наивно полагать, что нашим детям только и нужно, чтобы учитель всем и все позволял, был «добреньким».
Это не так. Дети, конечно, не терпят грубости и тотальных запретов, но ценят при этом последовательность, справедливость и умеренную строгость учителя. Поэтому, когда он устанавливает на уроке четкие правила, это приносит только пользу их отношениям. Эти правила могут касаться самых разных аспектов урока: приветствия в начале урока, состояния рабочего места ученика, наличия или отсутствия на уроке гаджетов, проведения опроса, процедуры оценивания ответов, поведения во время объяснения учителем нового материала, выполнения домашних заданий и т. п.
Среди них должны быть универсальные правила, в основе которых — элементарное уважение детей и взрослых друг к другу: вовремя приходить на урок и своевременно готовиться к его началу; быть вежливым в общении с учителем и одноклассниками; быть аккуратным, содержать в чистоте рабочее место, одежду, учебные принадлежности; бережно относиться к учебному кабинету. Но могут быть и специфические правила, которые привносятся на урок отдельными учителями.
Такие правила — часть индивидуальной педагогической системы учителя. Однако правила правилам рознь. Важно, чтобы правила не превращались в набор «драконовских мер», подавляющих свободу и инициативу ученика на уроке. Как это сделать? Какими должны быть правила на уроке? Как их грамотно вводить? Обо всем по порядку.
Во-первых, важно соблюдать меру и устанавливать только тот необходимый минимум правил, без которого деятельность класса на уроке будет малоэффективной. Чрезмерная регламентация поведения детей (правила на всякий случай) вредит взаимоотношениям педагога и ребенка.
Во-вторых, все правила, вводимые учителем на уроке, должны быть логичными, простыми, понятными и оправданными. Прекрасно, когда учителю предоставляется возможность «погрузить» ребят в ситуацию, после которой они сами бы осознали необходимость наличия того или иного правила. Если такой возможности нет, то нужно обязательно провести всю возможную разъяснительную работу для того, чтобы школьники не считали то или иное правило «причудой» взрослого, его прихотью или следствием его повышенной тревожности.
В-третьих, никакие правила и последствия, наступающие за их нарушение, не должны быть унижающими или ставящими ребенка в неловкое или смешное положение.
В-четвертых, правила должны быть однозначны, то есть исключать их двойное толкование. Некоторые ребята, к сожалению, к этому стремятся.
В-пятых, они должны быть четко и ясно сформулированы, и лучше, если они будут зафиксированы в письменном виде — скажем, в качестве плаката на стене или памятки, вложенной в тетрадь ученика. То есть эти правила должны быть донесены до ребят в максимально понятной им форме.
В-шестых, важно, чтобы соблюдение установленных правил не зависело от настроения учителя и являлось незыблемым. Это помогает школьникам почувствовать «рамки поведения» и обрести спокойствие, понимая, где границы, которые не стоит переходить. Шаткость же правил, зависимость обязательности их исполнения от настроения педагога или, что еще хуже, их избирательность по отношению к отдельным ребятам — путь к дезориентации учащихся и девальвации самих правил, а в перспективе — и педагога.
В-седьмых, разумеется, правила должны быть обязательны и для учителя. Чрезвычайно важно, побуждая школьников к соблюдению правил поведения, задавать в этом личный пример! Но демонстрировать этот пример, как уже отмечалось выше, не нарочито (специально обращая на него внимание детей), а просто проживая вместе с ними все повседневные события школьных уроков.
Мжельская Е.В.
(по материалам «Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие» под. ред. П.В. Степанова – М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», 2021 г.)