Ключевой идеей развития современной школы и, следовательно, конечной целью модернизации отрасли является создание системы качественного образования, которая позволит подготовить школьников к жизни в условиях демократического общества и рыночной экономики.
Условия, необходимые для реализации данной идеи, закреплены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». И все же, на мой взгляд, очень важно в каждом педагогическом коллективе четко определиться с тем, какое качество образования нужно современным детям и всему нашему обществу и как обеспечить развитие школы в нужном направлении. И главная проблема обеспечения качества не в том, что у нас нет успешных, активных, творческих учителей, а в том, что сегодня от всех без исключения педагогов требуется переосмысление содержания образования под углом зрения ценностей и смыслов культуры, углубление мировоззренческой направленности преподавания, усиление воспитывающей функции обучения, освоение новых требований к современному уроку. Новое качество возможно достичь только в случае, если оно будет возникать на уровне каждого класса, в работе каждого педагога.
И сегодня можно утверждать, что, решая эту задачу на протяжении нескольких последних лет, и решая ее в достаточно интенсивном режиме, педагогические коллективы многих ОО округа определяют основные приоритеты и принципы своей деятельности, в том числе принцип работы на опережение.
Согласно концепции общероссийской системы оценки качества образования внутренняя система оценки качества образования предусматривает использование следующих инструментов оценивания:
- Самооценку обучающихся.
- Внутренний мониторинг качества образования.
- Оценку образовательных программ.
- Самооценку ОУ.
- Оценку педагогических кадров.
- Оценку индивидуальных достижений обучающихся, включающую государственную (итоговую) аттестацию выпускников и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды, и от потребностей общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.
Эффективное управление любым сложным делом, динамическим объектом и прогнозирование его возможных изменений возможны только на основе непрерывного потока информации и анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для реального управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.
В условиях введения ФГОС система оценки качества образовательного процесса также охарактеризована через взаимосвязи внутренней и внешней систем оценки, которые взаимодополняют, взаимообусловливают, взаимостимулируют друг друга.
Краснов А.А., методист