Обзор журнала «Дошкольное воспитание» №1-3 2016 год

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обзор  журнала «Дошкольное воспитание» №1-3 2016г.

Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.

Содержание журнала №1 2016г.

55 лет НИИ дошкольного воспитания

  1. В. Кудрявцев. О деятельности Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО (1998–2003)
  2. Н. Веракса.Синтез культурноисторической теории и теории деятельности в научном творчестве А.В. Запорожца  

Аннотация. В статье рассматривается теоретическая позиция А.В. Запорожца, связанная с вопросами детского развития. Главная идея статьи заключается в раскрытии своеобразия подхода А.В. Запорожца к проблеме способностей, мотивации и эмоций, которая состоит в синтезе двух основных подходов – культурно‐исторического (Л.С. Выготский) и деятельностного (А.Н. Леонтьев).

  1. Из архива ДВ. А.П. Усова.Игра – форма организации жизни и деятельности детей
  • смотреть на игру шире;
  • особенности игры как формы организации жизни детей;
  • игры, создаваемые детьми;
  • игры для детей;
  • игра и другие формы организации детской жизни.

Управление ДОО

С. Потапенко. Сайт дошкольного учреждения: размещение обязательной информации. Окончание.  Начало смотрите: Дошкольное воспитание. 2015.№12

Программы и технологии

Т. Будякова, И. Филатова, О. Люленкова, М. Быстрова. Искусство оригами как средство воспитания и коррекции личности дошкольника

Социальнокоммуникативное развитие

  1. А. Сидорова.Навыки социальной ориентации  

Аннотация. В статье предлагается структурно‐содержательный анализ социальной ориентации как результат образования дошкольника. Рассматривается потенциал креативной образовательной среды в формировании навыков социальной ориентации у детей предшкольного возраста.

  1. Л. Киричук.Воспитание добротой

В последние годы в системе дошкольного образования происходят перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, нравственное воспитание приобретает особую важность и направлено на сохранение таких качеств, как доброта, честность, вежливость.

 Познавательное развитие

  1. А. Белошистая.Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий

Аннотация. В статье рассмотрены различные способы формирования представлений о математических понятиях у ребенка  дошкольного возраста; приведены примеры организации заданий для различных способов формирования математических понятий; показано. Что эффективность заданий зависит от адекватной подачи математического понятия ребенку.

  1. Н. Каратаева.Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования.

Индивидуализация образования сегодня выступает как построение образовательной деятельности на основе особенностей каждого ребенка, его интересов и потребностей.

  1. О. Волкова, А. Бобкова.Птицы зимой. Занятие для детей 6–8 лет

Цели: формировать и закреплять знания о зиме и зимующих птицах.

Задачи: Формировать доброе, заботливое отношение к природе. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Учить различать зимующих и перелетных птиц.

Год российского кино

Т. Гризик. История детского кино

Указом Президента 2016 год объявлен «Годом российского кино».

 Речевое развитие

  1. Е. Белоус.Первые эталоны речи. Статья 1
  2. Ю. Мамаева.«Буквы изучаем – сказки сочиняем»
  3. Н. Герасимова.«Я книгой был, которая вам снится». Юбилей поэта О.Э.Мандельштама

Взаимодействие с семьей

  1. А. Фазлыева.Социальнопедагогическая помощь и поддержка замещающим семьям в воспитании детей дошкольного возраста  

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления работы дошкольной организации с замещающей семьей. Социальный педагог, как координатор, оказывает помощь и поддержку замещающим родителям в воспитании детей при тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и социальными службами.

  1. Е. Глибанова, О. Мельникова.Семейные минипроекты

Коррекционная работа

С. Серебренникова, М. Рууз. Психологопедагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи

  • Игры и упражнения на групповую сплоченность и взаимодействие;
  • Игры и упражнения на развитие социальной перцепции и эмпатии;
  • Коммуникативно – лингвистические игры:
  • Коммуникативные упражнения на вербальное выражение своего позитивного отношения к сверстнику, на закрепление правил речевого этикета.

Ранний возраст

С. Рябицкая, С. Силантьева. Навстречу Солнышку. Физкультурно‐познавательный досуг для детей 2–3 лет с участием родителей.

Цель. Способствовать эмоциональному общению родителей и детей через совместную игровую деятельность.

Методическая картотека

Подвижные игры народов России.

  1. Е. Нижегородова.«Карусель» 

Цель. Формировать ловкость, умение концентрироваться в пространстве, выполнять движения по кругу в различном темпе. Тренировать движения, способствующие укреплению разных групп мышц, включая мелкую моторику. Формировать нравственно-волевые качества, необходимые для умения управлять своим поведением и общаться со сверстниками.

  1. Н. Кажанова. «Салки»

Цель. Упражнять в беге с увертыванием от ловящего. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции. Формировать умения управлять телом и выполнять инструкции ведущего.

Предметнопространственная среда

Т. Карпекина, О. Брюзгина. Игровые поля. Создание современного игрового пространства. Авторы знакомят педагогов с некоторыми идеями использования на практике игровых форм и методов организации образовательного процесса.

Профессия – педагог

Л. Волошина. Интеграция педагогической науки и практики.

Готовимся к празднику

Л. Досова . Военноспортивная игра «Зарница». Старший дошкольный возраст.

Как рассказать детям об истории нашей Родины, о трудном военном времени, о смелых защитниках, как показать им боевое братство, научить проявлять решительность, отвагу, взаимовыручку, умение справляться с трудностями? Как развить патриотические чувства? Только беседами и призывами, пусть даже самыми хорошими, этого не сделаешь, Сложные нравственные и патриотические понятия дети, как правило, осваивают в игре – самой естественной и любимой для них деятельности, а если рядом с ними поддерживающие их заинтересованные взрослые – педагоги, родители, то результаты будут эффективными.

Мастеркласс

Г. Егоров. Принтер, ножницы, бумага. Материалы по теме «Одежда, обувь и головные уборы». Игра «Одень куклу».

Мастер класс и файлы на сайте: dovosp.ru  «Дошкольное воспитание».

 

Содержание журнала №2 2016г.

55 лет НИИ дошкольного воспитания

  1. А. Шатова, С. Козлова. К юбилею НИИ дошкольного воспитания АПН СССР
  2. Г. Урунтаева.Специфика дидактической игры дошкольника  

Аннотация. Рассматриваются специфика и своеобразие дидактической игры как важного условия психического развития дошкольника наряду с сюжетно‐ролевой игрой. Анализируется структура дидактической игры в совокупности основных и дополнительных компонентов.

  1. Из архива.Т. Маркова. Формирование нравственных чувств и привычек в процессе общения

Управление ДОО

В. Столицин. Модернизация в Доме ребенка

Социальнокоммуникативное развитие

  1. В. Харченко. Старый и малый
  2. Т. Зеленкина, М. Ваулина. Связь поколений.Вместе: хор ветеранов и детский ансамбль.

Взаимодействие ребенка со старшим поколением в семье очень важно: бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки приобщают детей к истории семьи и страны, к народным традициям.

  1. О. Илькова. Игра в солдатики.Воспитание мальчиков в Доме ребенка. Особенность игры-занятия – индивидуальный дифференцированный подход, который позволяет раскрыть личные возможности каждого ребенка. Осознание своей половой принадлежности способствует усвоению детьми грамматической категории рода (женского и мужского).

Познавательное развитие

  1. А. Миронов. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников.

«Деятельность это специфическая форма отношений к окружающему миру включает в себя цель, средства, результат и сам процесс». Иными словами, структурными элементами деятельности являются: цель – процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств – результат. Для того чтобы ребенок включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) ее достижения и результат.

  1. Н. Афонина. Детям о космосе: интерактивные задания SMART Table. Старший дошкольный возраст.

Задачи. Систематизировать и закреплять знания детей о космосе и планетах Солнечной системы. Способствовать обогащению и применению знаний в собственной деятельности. Развивать наглядно – образное и словесно-логическое мышление, учить анализировать информацию и делать выводы.

  1. О. Голубец, М. Жиличкина.Путешествие на Северный полюс. Для детей 6–8 лет

Задачи. Закрепить представления детей по темам: «Зима», «Зимние виды спорта», «Животные Севера».

Год российского кино

О. Клейменова. Сказочная кинореальность. Юбилей А.А. Роу

Речевое развитие

  1. Т. Федосова. Стихи учат делать добро.Юбилей А.Л. Барто
  2. Е. Белоус. Первые эталоны речи.Статья 2
  3. С. Емченко. Что такое Родина?Познавательно‐речевая деятельность детей 6–8 лет

Одним их эффективных средств духовно – нравственного воспитания личности дошкольника в современных условиях является познавательно-речевая деятельность.

  1. Н. Малахова. «Здравствуй, ВёснушкаВесна!».Интегрированное занятие с детьми 5–6 лет.

Цели. Развитие творческого воображения, формирование положительного эмоционального отношения к красоте весенней природы. Закрепление представлений о весне.

Ранний возраст

В. Сухинская. Группа выходного дня «Малышки». Из опыта работы

Методическая картотека

Подвижные игры народов России.

  1. С. Одинцова. «Хищник в море» (Сетканкайактинэсрэ).Чувашская народная игра.
  2. С. Иванова. «Куколка».Русская народная игра
  3. А. Артемьева. Игры с камешками.Развиваем мелкую моторику у детей 3–4 лет

Предметнопространственная среда

  1. Н. Молькова. «Деревце дыхания».Пособие для развития речевого дыхания
  2. О. Глухова, Н. Батталова. Дидактическое пособие «На лесной полянке»

Профессия – педагог

  1. С. Яковлева. Организация психологопедагогического обследования детей при поступлении в ДОО

Аннотация. Определение готовности ребенка младшего дошкольного возраста к поступлению в ДОО является важной задачей. В данной статье описана процедура психолого-педагогического обследования, построенная с учетом возрастных, физических и индивидуальных психологических возможностей ребенка. Анализ собранной информации позволит выявить существующие у ребенка проблемы и наметить направления психологической помощи.

  1. Л. Барсукова. Переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики в современной подготовке будущих специалистов ДОО

Научный поиск

Г. Кузнецова. История появления драмогерменевтики  

Аннотация. В статье рассказывается об истории появления и использования в образовании России театрально‐игровых технологий, которые в кульминации своего развития и обогащении их герменевтикой (от греч. «объяснение, толкование») преобразовались в драмогерменевтику. Автор подчеркивает важность использования театрально‐игровых технологий и драмогерменевтики для развития детей как в настоящее время, так и много лет назад.

Готовимся к празднику

В. Левченко. «Пижамная вечеринка». Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Мастеркласс

Г. Егоров • Принтер, ножницы, бумага. Материалы по теме «Одежда, обувь и головные уборы». Игра «Одень куклу». 

 

Содержание журнала №3 2016г.

55 лет НИИ дошкольного воспитания

О. Гукаленко. Поликультурное образование как фактор и средство формирования межнационального мира и согласия

 Социальнокоммуникативное развитие

  1. Н. Довгая, О. Македонская. Проблема осознания и вербализации эмоций в дошкольном возрасте
  2. Т. Бутусова. Игры с правилами.Формирование совместной игровой деятельности дошкольников с разным уровнем познавательного развития. 

Аннотация. В статье представлен опыт внедрения комплекса педагогических условий, способствующих формированию у детей предшкольного возраста с разным уровнем познавательного развития положительных способов взаимодействия в детском коллективе в процессе игр с правилами. Сделан вывод о возможности использования игр с правилами как одного из педагогических средств формирования совместной игровой деятельности детей в инклюзивном образовании.

Познавательное развитие

  1. О. Щетинина. Экспериментальная деятельность: развитие поисковой активности и познавательной мотивации
  2. Н. Гринько, Е. Крюкова. Этот удивительный песок.Для детей 5–6 лет

Задачи. Познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности. Развить мелкую моторику, умение рассуждать, сравнивать результаты опытов и экспериментов, делать выводы.

  1. Н. Ручьева. Путешествие в Песочную страну.Игра‐экспериментирование для детей 5–6 лет

Задачи. Продолжить знакомить детей со свойствами песка (сыпучий, легкий, рассыпчатый, влажный); прививать элементарные навыки работы с ним в процессе экспериментирования. Развивать познавательную активность через простейшие опыты с песком. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Год российского кино

О. Клейменова. Волшебные киносказки Александра Птушко

Речевое развитие

К 80‐летию поэта Юрия Кушака

  1. К. Зурабова, Е. Долгая. На корабле «Мечта»
  2. Л. Зиман. Особенности поэзии Юрия Кушака

Художественноэстетическое развитие

  1. Г. Сиджах.Занимательная история варежки. Для детей 5–6 лет  

Цели. Создавать условия для побуждения детей к творчеству путем постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение. Создавать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия; развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции; содействовать развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения.

  1. Н. Лидер, И. Баталова. Путешествие по сказкам.Музыкально‐театрализованная литературная викторина. Старший дошкольный возраст

Задачи. Активизировать представления, полученные при знакомстве с литературными произведениями, в процессе разнообразных видов деятельности (речевой, изобразительной, двигательной, музыкальной). Развивать восприятие, речь, двигательные умения и музыкальные способности.

Физическое развитие

Л. Пасечник. Физкультурные праздники и развлечения с дошкольниками

  • Почему так важно укреплять здоровье детей?
  • Что же для этого нужно?
  • Физкультурные праздники и развлечения в детском саду.
  • Как же составить интересный и полезный для здоровья детей сценарий физкультурного праздника?
  • Семейный физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Взаимодействие с семьей

Е. Евсевьева, Н. Клюшина. Детскородительская встречаразвлечение «В гостях у правилознаек  дорожных наук». Для детей6–8 лет.

Задачи. Продолжить знакомство с группами дорожных знаков и их назначением, со средствами регулировки движения, с правилами перехода проезжей части. Закрепить практические навыки безопасного поведения на дорогах в игровой форме. Воспитывать культуру поведения на улицах города. Развивать познавательную активность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, своевременно указывать на проблемную ситуацию. Создавать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

Методическая картотека

Подвижные игры народов России.

  1. Е. Дербенцева. «Пчелы».Народная казачья игра.

Цели. Развивать самостоятельность, активность, сообразительность. Воспитывать смелость и ловкость. Научить двигаться в соответствии с текстом; бегать, не попадаясь ловящему  и не толкаясь; подлезать под препятствие, не задевая его.

  1. А. Ковалева. Развитие речи и мелкой моторики руки

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики. В данной игре предлагаются игровые упражнения.

Профессия – педагог

  • Э. Любомирская. Реализация основных концептуальных положений ФГОС ДО в практической работе по развитию речи дошкольников.

Методический театр – это интерактивный метод пополнения теоретических знаний и практических умений в творческой коллективной деятельности, в ситуации взаимного уважения, поддержки, сотрудничества. Предлагаемый семинар – практикум, проводимый в форме методического театра, помогает педагогам понять содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие».

История российского образования

Е. Князев. Луиза Шлегер и народный детский сад  

Аннотация. В дошкольном образовании весьма актуален вопрос о модели воспитательно‐учебного процесса. Персоналистско‐аксиологический подход исторически возник и эффективно развивался в условиях свободного воспитания. Особое внимание в статье уделяется организации народного детского сада в начале ХХ в. По мнению автора, наиболее эффективна личностно‐ценностная модель образования.

Готовимся к празднику

  • День космонавтики. А. Богдарин. Стихи. В космосе. Космонавт
  • Е. Антипина. Детский сад мы не забудем!Сценарий выпускного праздника.

Мастеркласс

ПЕДАГОГАМ

Познавательно-речевое развитие

Здоровье и физическая культура

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Коррекционная-педагогика и психология

Предметно-пространственная среда

Профессия – педагог

Методическая служба

Мастер-класс

Дополнительное образование

Вместе с родителями

РОДИТЕЛЯМ

Поговорим о детях

Поиграйте с детьми

Предметно-развивающая среда

Мастерим дома

Прочтите детям

ДЕТЯМ

Произведения для детей

Умелые руки

Игры и развлечения                                                                                                                                           Развивающие раскраски

Теги:

2 комментария к “Обзор журнала «Дошкольное воспитание» №1-3 2016 год

  1. […] Обзор журнала «Дошкольное воспитание» №1-3 2016 год […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика обработки персональных данных

Скачать (PDF, 3.69MB)

(function (w, doc) { if (!w.__utlWdgt) { w.__utlWdgt = true; var d = doc, s = d.createElement('script'), g = 'getElementsByTagName'; s.type = 'text/javascript'; s.charset = 'UTF-8'; s.async = true; s.src = ('https:' == w.location.protocol ? 'https' : 'http') + '://w.uptolike.com/widgets/v1/uptolike.js'; var h = d[g]('body')[0]; h.appendChild(s); } })(window, document);

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.