- Прочитаем текст на карточке, одновременно делая в нем пометки.
(1 ученик читает вслух)
В русском языке существует несколько различных частей речи и без любой из них русский язык лишился бы значительной части выразительности и образности.
Глагол ‒ одна из важнейших частей речи в русском языке. Ведь глагол обозначает действие, которое совершает существительное. Без глаголов мы получили бы просто набор существительных и прилагательных, которые неизвестно что бы делали.
Глагол имеет ряд особых морфологических признаков. Это его неопределенная форма, по которой мы можем определить спряжение глагола. Это личные формы, которые могут показывать действия совершенные в прошлом, совершаемые в настоящем, и которые будут совершены в будущем.
Глаголы могут изменяться по числам и лицам, по родам в прошедшем времени. Мы используем глаголы трех наклонений: условного, повелительного и изъяснительного. Глагол отвечает на вопросы Что делать и Что сделать?
К интересной особенности глаголов относится то, что они пишутся раздельно с частицей НЕ.
˅
знал (-а) раньше |
?
новое для меня |
˗
не согласен (-на) |
ο
удивило меня |
- Выполните тест по прочитанному тесту.
Тест по прочитанному тексту
- Чего бы лишился русский язык без частей речи?
А) силы и выразительности
Б) выразительности и образности
В) могущества и величия
- Глагол обозначает действие, которое совершает …:
А) существительное
Б) прилагательное
В) частица
- По какой форме глагола можно определить спряжение глагола?_____________________________________________________________________ Что показывают личные формы глаголов?
_____________________________________________________________________________5. Глаголы могут изменяться __________________________________________________________________
- Какая интересная особенность есть у глаголов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фронтальная проверка.
- Прием «Восстановите последовательность».Части текста разбросаны, ваша задача- пронумеровать в правильном порядке. Постарайтесь не пользоваться исходным текстом.
Восстановите последовательность
___ Глагол ‒ одна из важнейших частей речи в русском языке. Ведь глагол обозначает действие, которое совершает существительное. Без глаголов мы получили бы просто набор существительных и прилагательных, которые неизвестно что бы делали.
___В русском языке существует несколько различных частей речи и без любой из них русский язык лишился бы значительной части выразительности и образности.
___К интересной особенности глаголов относится то, что они пишутся раздельно с частицей НЕ.
___ Глаголы могут изменяться по числам и лицам, по родам в прошедшем времени. Мы используем глаголы трех наклонений: условного, повелительного и изъяснительного. Глагол отвечает на вопросы Что делать и Что сделать?
___ Глагол имеет ряд особых морфологических признаков. Это его неопределенная форма, по которой мы можем определить спряжение глагола. Это личные формы, которые могут показывать действия совершенные в прошлом, совершаемые в настоящем, и которые будут совершены в будущем.
Проверка по ключу самостоятельно.
- Прочитайте предложения и выполните задания:
(установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство, осмысление информации, оценка содержания и формы текста).
А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.
Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.
В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности.
Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.
№ 1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
- В, Б, Г, А 2. Г, А, В, Б 3. Г, В, Б, А 4. А, Г, В, Б
№ 2 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
- А 2. Б 3. В 4. Г
№ 3.В тексте имеются сложные предложения?
А) да
Б) нет
№ 4. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.
- Предложение А сложное, состоит из двух простых, из которых одно главное, другое зависимое.
- Предложение Б простое, с однородными членами.
- Предложение В простое, двусоставное.
- Предложение Г сложное, состоит их двух простых.
№5 Выпишите средства художественной выразительности из текста
№ 6. Придумайте название тексту. Объясните свой выбор, записав его одним предложением (осмысление, оценка содержания информации, интерпретация информации).
№ 6 Напишите небольшой текст «Приметы ы».
Объем работы не менее 5-6 предложений. Тип речи – описание и повествование. Включите в текст слова с орфограммой «Чередование гласной в корне». Используйте простые осложненные и сложные предложения разных видов.
Прочитайте текст и выполните задания:
(1) Стала ко мне в гости ходить кошка. (2) Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перебиралась ко мне жить, а кошка всё дичилась и близко к себе не подпускала. (3) Наконец мне удалось её погладить, и зверь заурчал, запел. (4) Рябчик на неё не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: Рябчику очень хотелось познакомиться с кошкой. (5) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом она идти не хотела. (6) Один раз киска не ночевала у себя в норе, она осталась на ночь у Рябчика в будке.
(По Б. Житкову)
№ 1. Установите соответствие между номерами предложений и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (нахождение, извлечение, соотнесение информации).
Задание | № предложения |
А) Укажите номер предложения текста, в котором есть слово с безударной чередующейся гласной в корне. | 1 |
Б) Укажите номер предложения текста, в котором есть одна грамматическая основа. | 2 |
В) Укажите номер предложения текста, в котором есть три однородных сказуемых. | 3 |
Г) Укажите номер предложения текста, в котором есть два личных местоимения. | 4 |
Запишите в таблицу выбранные цифры ответов под соответствующими цифрами заданий.
А | Б | В | Г |
№ 2. Какое предложение текста связано с предыдущим с помощью форм слова?
Запишите номер этого предложения (осмысление, оценка содержания информации).
№ 3. Какое слово в предложении 3 текста употреблено в переносном значении?
Запишите это слово (извлечение информации, интерпретация).
№ 4. Выпишите из текста группу(-ы) синонимов (нахождение и извлечение информации).
№ 5. Придумайте название тексту. Объясните свой выбор, записав его одним предложением (осмысление, оценка содержания информации, интерпретация информации)
Работа по орфографии на основе словарных диктантов, вот некоторые из них:
– словарный диктант «с подсказкой»
– словарный диктант с продолжением
– словарный диктант с элементами игры «Зоркий глаз», «Я работаю волшебником»
учитель Т.А. Сопрыкина,
методист А.А. Краснов