1. Работа над любой выставкой складывается из определённых технологических моментов:
• уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения;
• предварительное знакомство с темой;
• выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки;
• знакомство с методическими рекомендациями, библиографическими указателями;
• выявление по СБА источников для выставки;
• подбор выявленной литературы в фонде;
• знакомство с литературой;
• отбор литературы;
• группировка литературы;
• определение структуры выставки;
• определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды;
• оформление выставки;
• реклама выставки;
• доукомплектование выставки;
• учёт эффективности выставки.
2. Основным условием создания выставок является четкое планирование (программа) выставочной работы.
3. Каждая выставка должна иметь строго определенный целевой и читательский адрес.
4. Должен быть выработан алгоритм поиска изданий и их систематизации: «что хотите сказать, кому адресована, как подать».
5. Выставка должна привлекать внимание и быть выразительной, поэтому ее нужно создавать в виде «выставок-образов»: образ книги, писателя, исторической эпохи, литературного жанра, персонажа, сюжет и тд. Выставка должна быть броской, яркой, неординарной, расположенной в неожиданном месте.
6. Выставочная работа должна сочетаться с другими формами индивидуальной и массовой работы, необходимо, чтобы выставка была их неотъемлемой частью в целях ее большей эффективности и результативности.
7. Потенциальные возможности выставок могут быть реализованы при умелом использовании системы рекомендательных библиографических пособий. Для маленьких читателей библиографическое оформление должно быть в форме игры. Следует также применять библиографические поисковые игры.
8. Во время обзора выставки можно использовать следующий режиссерский прием: как правило, мы во время обзора берём одну за другой книги с выставки и рассказываем о них. Попробуйте сделать обратное: в начале беседы выставка пуста, она будет наполняться книгами по ходу вашего рассказа по теме. Есть лишь заголовок Все остальное рождается на глазах у читателей.
9. В целях большей информативной насыщенности необходимо использовать аудио-визуальные средства, в т.ч. кассеты, пластинки, фильмы, диапозитивы, слайды, а также иллюстративный материал, библиографические пособия, периодические издания, диски, материалы, полученные по каналам Интернета.
10. На выставке желательно помещать сведения об авторе идеи, разработчике выставки и художнике.
11. Выставка только выиграет, если дать ей правильное название. Название должно быть:
• лаконичное;
• информационно ёмкое;
• нешаблонное (в виде цветка, рыбки, гнома, ежа, собаки, рушника, книжного свитка и тд.);
• передавать суть темы, замысла выставки;
• нельзя путать тему (экология) и название выставки («Были и небылицы из жизни зверя и птицы»;
• наше мгновенное зрение не воспринимает информацию большего объёма, чем четыре-пять слов, поэтому название выставки не должно состоять из большего количества слов;
• в тексте названия можно выделить слова-сигналы (с помощью другого шрифта, цвета);
• текст может даваться блоками (Я – ребёнок.. Я – человек…);
• начало текста пишется с заглавной буквы (по подсчетам психологов, увеличивается читаемость названия на 13%);
• название должно заинтересовать, вызвать любопытство, недоумение, удивление и т. д.
12. Композиция выставки (с точки зрения психологии) должна подчиняться следующим требованиям:
• наиболее воспринимаемая человеком форма выставок — прямоугольная;
• в размерах выставки желательно применять правило «золотого сечения» (размеры высоты и ширины в отношении 5 к 3, 8 к 5, 13 к 8);
• центр выставки рекомендуется располагать на уровне глаз, так как часть выставки выше центра поглощает 60% внимания читателя (по левую сторону – 40%, по правую – 20%);
• выставочное пространство может быть следующей формы: полукруг, полуквадрат, острый угол, а также П-образный вариант, дуговой, волнообразный, угловой, шахматный и т.д.;
• нужно создать определенный темпо- ритм (ощущение симметрии, завершенности путем чередования книг, журналов, иллюстраций; книги крупного формата желательно помещать в верхней части экспозиции, а маленького формата – в центре выставки); • на одну полку не стоит помещать более шести книг, а также одни книги или только иллюстративный материал; должно быть их оптимальное сочетание, причем размер иллюстрации не должен совпадать с формой книг.
13. Возможна вставка закладок и цветовых индикаторов в книги.
14. Нужно учитывать внешний вид книги: переплёт, обложку.
15. Цветовое решение выставки тесно связано с темой, возрастом предполагаемых читателей, с задачами, которые разработчик выставки ставит перед собой. Цветовые ассо-циации, которые вызывает выставка о природе, не должны походить на впечатления от экспозиции по исторической тематике (о прошлом). Рекомендации следующие:
• Фон для книг можно создать с помощью ткани, бумаги, например, оформляя выставку «Золотой век Екатерины II», можно использовать бархат красного цвета или парчу золотого оттенка.
• Большую эффективность дают двухцветные сочетания общего фона и заголовков, цитат. Цветопсихологи считают, что привлекательность их убывает в следующем порядке: жёлтый на чёрном, белый на синем, чёрный на оранжевом, оранжевый на чёрном, чёрный на белом, красный на жёлтом, зелёный на белом, оранжевый на белом, красный на зелёном (но при этом цвета должны быть насыщенные);
• Известно, что цвет переносит нас в мир определенных настроений: ученые-колористы считают, что гармонию во всем рождает сочетание двух противоположных начал – стихийного и сдерживающего, яркого и бледного, возбуждающего и успокаивающего. Главное – правильно выбрать цвет. Синий цвет: холодный, чистый и глубокий, успокаивает, расслабляет, умиротворяет, снимает усталость, душевное напряжение, а белый смягчит некоторую холодность синего. Красный цвет: цвет жизненной силы, яркий, эмоциональный, добавляет жизни и энергии, а также красный – цвет тревоги. Жёлтый цвет: оптимистический цвет, цвет бодрости и оптимизма. Зелёный цвет умиротворяет, тонизирует, это цвет природы и благополучия. Коричневый цвет: нейтральный, не вызывает эмоций. Оранжевый цвет: тёплый и активный. Фиолетовый цвет: цвет вдохновения. А розовый цвет оберегает маленьких от многих болезней.
• Если нужно выделить, приблизить определенную книгу, статью, то надо иметь в виду, что такие цвета, как красный, оранжевый, охристо-желтый, воспринимаются как приближающиеся, выступающие вперед. Книга, помещенная на цветную бумагу, подставку этого тона, прежде всего обратит на себя внимание.
16. Шрифт несёт в себе определённые ассоциативные свойства: если это поэзия, то лёгкий вензельный; если война, то тяжёлый; если что-то прошлое, то готический и т.д.
17. Дополнение выставок различными аксессуарами позволят развить у читателей образное мышление. Могут быть следующие:
• знаковые (эмблемы, символы, тексты). Это текстовое или символическое отображение (изображение, воспроизведение, способ передачи) информации. Но в использовании аксессуаров как нигде важно соблюдать чувство меры и разнообразия. Особенно это касается текстовых цитат, заголовков, рубрик. К знаковым относятся также различные обозначения (экслибрисы, схемы, общепринятые символические обозначения, элементы фирменного стиля и др.). Символика апеллирует к абстрактному мышлению, использование символов благоприятно сказывается на восприятии, если при этом происходит разгрузка текстовой информации или ее полная замена.
• Предметные – макеты, муляжи, бутафория, куклы. Это используемые на выставках натуральные предметы, детали, модели, макеты. Они способствуют развитию образного мышления, притяжению и переключению внимания, отдыху зрения читателей. Предметы могут играть роль концентрирующего центра или, наоборот, непритязательных вкраплений в масштабе отдельного раздела экспозиции. Но главное – предметы должны служить узнаванию содержания разделов выставки. Так, россыпь патронных гильз, солдатская каска лучше всяких заголовков подскажут читателю, о чём идёт речь.
• Конструкционные – оргтехника, канцелярские принадлежности, подставки, закладки, бумага, фломастеры, коробки, зажимы. Наличие подобных аксессуаров – наше профессиональное проявление беспокойства о комфорте читателей.
• Декоративные элементы (драпировка, цветы, сувениры). Они призваны облегчить последовательность смены впечатлений, быть, своего рода объектами отдыха зрения посетителей.
• Музыкальное оформление.
• Художественные – плакаты, иллюстрации, фотографии, репродукции, картины, коллажи. Специфика художественной атрибутики заключается в том, что она образует изобразительный ряд композиции, воплощающей основную идею выставки.
• Представление на выставках книг и периодических изданий о различных ремёслах, рукоделии, конструировании, коллекционировании особенно нуждается в присутствии наглядных материалов. Очевидно, что эти издания рассчитаны не столько на само чтение, сколько на практическое применение содержащейся в них информации.
18. Обязательно должна функционировать обратная связь.
19. Выставка должна быть интерактивной, то есть воздействовать на фантазию детей, побуждать их творческую деятельность.
20. Реализация последействия выставки у ребенка может идти двумя путями: выставка – образ – мысль или выставка – мысль – образ.
Специалисты предлагают выставки классифицировать по ряду следующих признаков:
• по статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие;
• по содержанию – универсальные, отраслевые, персональные;
• по целевому назначению – в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;
• по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;
• по месту экспонирования – организуемые в библиотеке или за ее пределами;
• по срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;
• по полноте раскрытия фонда – просмотровые, локальные, полочные;
• по видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);
• по конструкционным особенностям — витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;
• по основанию для проведения – по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;
• по степени доступности – бесплатные и платные;
• по источникам финансирования – бюджетные, внебюджетные.
Творчество и фантазия библиотекарей безграничны, и сейчас создано очень много видов выставок:
Выставка – вопрос: для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике: На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы. Например: «А у нас сегодня гость»(об этикете(. Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подростков.
Озвученная выставка: предлагается музыкальное оформление, наличие аудио – или видеосопровождения. Например: «Какая птица как поёт». Такую выставку можно оформить для любого возраста.
Выставка – ситуация: читателям – подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров…», «Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие…», «Эту книгу я возьму с собой в поход…» и т.д.
Выставка – отзыв: выставка для подростков состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.
Выставка – тест: на подобной выставке для читателей подросткового возраста предлагается наличие тестов и литературы, где можно найти какие-либо советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.
Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас…» ( о М.И.Лопухиной). такая выставка приемлема для подростков.
Выставка – диспут: предлагается диспут между читателями – подростками с целью раскрытия проблем социального развития подростков, оказание помощи в их духовном становлении. Желательна тетрадь откликов: «Ровесник ответь ровеснику».
Выставка – бенефис читателя: цель такой выставки (например: «Лучший читатель года») – привлечение к книгам через близкие интересы сверстников. Обязательные элементы: формуляр читателя, фотография, анализ чтения ( посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по различным отраслям знаний), обращение к ребятам, Для младших школьников и подростков.
Выставка – ребус: сопровождается плакатом с ребусом, например: «Попробуй отгадай…»; для младших школьников и подростков.
Выставка – гербарий: наличие собственного гербария и книг, периодических изданий об этих растениях. Например: «Лекарственные растения Поволжья». Подобные выставки приемлемы для читателей – младших школьников и читателей – подростков.
Выставка – кроссворд: обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Для младших школьников и подростков.
Выставка одной книги. Здесь возможны варианты: выставка собственно одной книги – для дошкольников и младших школьников. Её обязательно надо сопроводить ярким плакатом с рекомендательной аннотацией. В аннотацию можно включить вопросы, заставляющие более внимательно читать, размышлять, сравнивать героев, их характеры, поступки, побуждающие к целостному восприятию произведения.
А когда книга предстает в разных аспектах:
в разных редакциях и переизданиях;
в разных иллюстрациях;
История создания, прототипы, первые читатели;
судьба книги, автора;
экранизации, театральные постановки;
Продолжения, дописанные другими авторами;
критика, отзывы – то такую выставку лучше адресовать подросткам.
Выставка – игра: присутствует элемент какой – либо любой игры. Приемлема для всех возрастов, но в большей мере для дошкольников и младших школьников. Например: « Поможем Маше собрать грибы в лукошко».
Выставка – диалог: предполагает диалог между библиотекарем и читателем. Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь. Например: «Я хочу узнать о себе….». Для подростков.
Выставка – викторина: в отличие от предыдущей, ответы на вопросы ищет читатель. Для младших школьников и подростков.
Выставка – конкурс: конкурс может быть чего угодно, тема любая, обязательно наличие условий конкурса, подведение итогов, награждение. Для младших школьников, подростков.
Выставка – рекомендация: предполагает наличие рекомендаций по каким-либо вопросам. Например: «Как развить память». Для подростков.
Выставка – чайнворд: обязательно наличие чайнворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Для младших школьников и подростков.
Выставка – словарь: организуется с целью объяснения новых терминов, понятий. Для младших школьников и подростков.
Выставка хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Макраме – это просто…», «Наши руки не для скуки» и др. Для подростков. Живая выставка: предполагается присутствие живых существ – рыбки в аквариуме, морская свинка, хомячок и т.д. Для дошкольников и младших школьников.
Выставка – знакомство: организуется с целью знакомства с каким – то интересным человеком (местный деятель, известный человек и т.д.). Для подростков.
Выставка – совет: даются советы специалистов по какой – либо интересующей подростков теме.
Выставка – презентация (реклама, премьера): презентация новой книги, журнала, газеты, раскрытие содержания, читательского назначения. Для подростков.
Выставка – икебана: представлены книги по данной тематике, обязательно наличие композиций из цветов. Для подростков.
Выставка – откровение: предполагаются откровенные мысли читателей – подростков по каким-либо вопросам.
Выставка, подготовленная читателем: выставку готовит читатель – подросток по интересующей его теме.
Выставка – настроение: читателям – подросткам предлагается самим поставить книги на выставку и дать отзыв на них – «Я читаю эту книгу, когда мне весело…», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно…» и т.д.
Выставка одного жанра: представлены книги одного жанра – детектив, фэнтези, авантюрный роман, исторический роман и т.д. Для подростков.
Выставка одного автора: представлены книги одного автора. Для младших школьников и подростков.
Выставка – литературный герой: выставка для дошкольников, младших школьников и подростков посвящена одному литературному герою – «Кот Матроскин», «Шерлок Холмс».
Выставка – полемика: оформляется для подростков с целью помощи читателю в формировании мировоззрения, донесения до него интересного, актуального дискуссионного материала. Обязательно наличие полемичного материала, рецензий на него, различные точки зрения. Например: «Откуда берутся преступления и подростки – преступники?».
Выставка – поиск: создание выставки предполагает предварительный поиск с последующим оформлением материалов. Например: « Интересные люди нашего села», «Наши односельчане – участники Великой Отечественной войны», и т.д.
Выставка – исследование: можно провести голосование для читателей- подростков на тему: «Какие книги мы возьмем с собой в будущее».
Выставка – досье: создание выставки предполагает сбор данных о чем-либо. Например: « Родословная флага, герба, гимна РФ». Данная форма выставки приемлема для подростков.
Выставка – экспозиция. Например: «Да, были люди в наше время». На выставке располагаются фотографии и рассказы об участниках Великой Отечественной войны. Для подростков.
Выставка – конфликт: оформляется для подростков тс целью помощи читателю в расширении какой-то конфликтной ситуации, поиск возможных путей выхода из нее.
Выставка – иллюстрация: на выставке располагаются иллюстрации и книги по определенной теме, но акцент делается на иллюстрации. Для младших школьников и подростков. Например: «Мороз и солнце» (зимние пейзажи),
Выставка – почта: выставка с элементами почты. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям. Для младших школьников.
Выставка – календарь: можно оформить, например календарь народных примет и т.д. Для младших школьников и подростков.
Выставка – осуждение: или антивыставка, где представлены книги испорченные, не возвращенные (белый лист с муляжом каталожной карточки на нем) читателями. Для подростков.
Выставка – вернисаж: на выставке располагаются книги и репродукции картин по определенной тематике, но акцент делается на репродукции. Оформляется с целью развития эстетического вкуса. Для подростков.
Выставка – сказка: выставка готовится вместе с читателями – младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки или лепят из пластилина и т.п.; и все это с текстом сказки оформляется в выставку.
Другими видами выставок являются: адресная, викторина, гороскоп, декорация, имена, информация, коллизия, макет, мини – музей, нетрадиционные носители информации, память, плакат, праздник, предмет, предупреждение, приветствие, призыв, просмотр, протест, путешествие, размышление, реквием, реклама, стенд, творческий проект, указатель, фантазия, фотоконкурс, фоторепортаж, хронология и т.д.
Подобные приемы помогут вызвать интерес к выставкам, и к книгам, и к другим документам, которые на них представлены, создать целостный, привлекательный, действенный, эффективный образ выставок, усилить их педагогический, информационный, эстетический и познавательный потенциал.
Можно предложить и такие совершенствования выставочной деятельности в школьной библиотеке:
· Приведение в соответствие ресурсов библиотеки с ее миссией;
· Повышение личной заинтересованности работников библиотек в результатах своей деятельности;
· Проведение диагностики интересов, потребности детей, стимулирование активного участия детей в создании выставок;
· Применение в выставочной деятельности нетрадиционных подходов и форм, рекламирование выставочной работы, что делает ее более эффективной и действенной.
Методические рекомендации подготовлены по материалам журнала «Школьная библиотека №4. 2014 г.