УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ» В 9 КЛАССЕ: СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт и Примерная рабочая программа основного общего образования определяют цель, место и роль учебного модуля «Введение в новейшую историю России» в структуре основного общего образования. «Учебный модуль призван познакомить обучающихся с ключевыми событиями новейшей истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории ХХ – начала XXI в. в 10–11 классах».

Примерная рабочая программа определяет, что данный модуль может быть реализован в двух вариантах:

1) как единый целостный последовательный учебный курс в объеме не менее 14 учебных часов;

2) путем включения тем модуля в предметный материал курса «История России до 1914 года» и установления его взаимосвязей с важнейшими событиями новейшего периода истории России. В этом случае количество часов на изучение курса «История России» в 9 классе должно быть увеличено не менее чем на 14 учебных часов за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

  Остановимся на методических приемах реализации модуля в каждом из предложенных вариантов.

 Вариант 1. При изучении модуля в рамках единого курса на вводном уроке учителю целесообразно опираться на ленту времени, историческую карту. Учащимся можно предложить синхронистическую таблицу событий отечественной и зарубежной истории, краткие биографии личностей и их портреты, отрывки из документов, точки зрения историков на периодизацию истории и организовать работу в группах по определению и обоснованию наиболее значимых, с их точки зрения, событий и исторических деятелей России XX–XXI вв.

Вариант 2. При включении темы «Введение» модуля в курс «История России до 1914 г.» учителю с помощью «ленты времени», инфографики основных событий XX–XXI вв. можно организовать работу в группах так же, как в первом варианте.

Вариант 1. Поскольку на изучение темы планируется 3 часа, то на первом уроке учитель предлагает учащимся заполнить информационный кластер «Революция 1917 года» (с привлечением информации учебника, текстов документов, воспоминаний современников, иллюстраций, портретов и кратких биографий исторических деятелей); на втором уроке – провести дискуссию «Трагедия Гражданской войны» с опорой на опережающее задание (самостоятельное изучение школьниками событий и участников Гражданской войны) или организовать исторический квест о событиях и роли Гражданской войны в истории государства. Третий урок можно организовать в виде практического занятия по изучению оценок итогов и уроков революций современниками и историками с написанием итогового эссе по изученной теме.

Вариант 2. При изучении темы в рамках продолжения разговора о событиях революции 1905–1907 гг. в России целесообразно составить сначала сопоставительную таблицу: причины, участники, события, итоги и последствия революций 1905 – 1907. Затем можно использовать задания первого варианта изучения темы.

Вариант 1. Первый урок можно построить на проведении мультимедийной конференции «Хроника Великой Отечественной войны»: заранее распределив между учащимися краткие сообщения-комментарии о ходе основных событий (с привлечением информации учебника, отрывков из документов, воспоминаний участников войны и т. п.). Можно также подготовить и использовать на занятии видеоролик из фрагментов документальных или учебных фильмов либо интерактивную карту (например, по материалам сайта «Победители»). На основе рассмотренного в ходе конференции материала учащимся предлагается составить информационный кластер «Великая Отечественная война», отразив в нем причины, ход, итоги войны. На втором уроке учитель может организовать обсуждение «Фронт и тыл в годы войны» на основе изучения документов в группах. Третий урок – практическая работа с комплексом исторических материалов, углубление и расширение знаний. Четвертый урок – защита проектов по теме «Герои Великой Отечественной войны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Памятники героям Великой Отечественной войны» и др.

Вариант 2. В случае включения темы в курс «История России до 1914 года» ее материал рекомендуется рассматривать в связи с уроками, посвященными «Отечественной войне 1812 г.» и «Крымской войне. Героической обороне Севастополя». В данном варианте изучения на первом уроке целесообразно обсуждение и заполнение сопоставительных таблиц с выделением сквозных вопросов героизм, партизанское движение и др. Затем можно следовать логике изучения темы, представленной в первом варианте.

 Вариант 1. В случае блочного изучения курса в качестве подготовительной работы рекомендуется познакомить учащихся с основными процессами, проходившими в СССР в 1950–1980-е гг., выделив особенности внутри- и внешнеполитического развития, специфических черт культуры. Для этого можно воспользоваться «лентой времени» (возможностями цифровых инструментов для ее разработки), синхронистической таблицей основных событий и их последствий, роли отдельных политических лидеров в развитии государства. Затем на уроках целесообразно организовать обсуждения тем «Причины и последствия распада СССР для внутриполитического развития государства» и «Внешняя политика РФ в конце XX в.» с опорой на документы, мнения современников и историков.

Вариант 2. При включении темы модуля в курс «История России до 1914 года» рекомендовано выделить сквозные проблемы, перекликающиеся, например, с историей страны во второй половине ХIХ в.: социальная и правовая модернизация страны при Александре II; этнокультурный облик империи; формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. В данном случае учитель может строить уроки на сопоставлении характеристик эпох, направлений развития и последствий явлений при Александре III и в XX в.

Вариант 1. Уроки можно построить на работе проектных групп по вопросам «Особенности внутренней политики РФ в начале XXI в.», «Особенности внешней политики РФ в начале XXI в.», «Особенности развития культуры РФ в начале XXI в.». Предполагается, что в результате подготовки, представления и обсуждения проектов у обучающихся будет заполнен кластер по названным вопросам с обозначением ключевых событий, документов, имен государственных деятелей.

Вариант 2. При включении темы модуля в курс «История России до 1914 года» рекомендовано выделить соответствующие сквозные проблемы на уроках по истории XIX–начала XX в.: на пороге нового века; Крымская война, героическая оборона Севастополя; общество и власть после революции 1905-1907 гг.; уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования; П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Итоговое повторение можно организовывать в форме работы с лентой времени, оценками современников, написания эссе по высказываниям историков, касающимся ключевых проблем и известных деятелей отечественной истории XX – начала XXI.

   Как видно из предложенных способов проведения уроков, изучение модуля «Введение в новейшую историю России» позволяет реализовывать различные варианты познавательной деятельности школьников. Он является ознакомительным, поэтому задача учителя – познакомить школьников с основными событиями, личностями, процессами и явлениями, по возможности обозначая сквозные проблемы при рассмотрении тем курса «История России до 1914 года».

   В данном учебном модуле необходима разработка системы заданий, направленных на формирование всех видов умений школьников. Из-за небольшого количества часов, отведенных знакомству с темами истории России XX века, рекомендуется придавать заданиям на изучение фактического материала систематизирующий характер, включать элементы проблемного обучения.

Малкина Т.Н.

(по материалам «История. Реализация ФГОС основного общего образования»: методическое пособие для учителя / Е. А. Крючкова, О. Н. Шапарина. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.