Функциональная грамотность есть овладение системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно их использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции – это требование государства к качеству личности выпускника школы в виде результатов образования, заявленных во ФГОС и учебных программах. Одной из ключевых компетенций выпускника средней школы является коммуникативная компетенция. Кроме ключевых компетенций, в рамках отдельных предметных областей выделяются предметные компетенции: освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета . ФГОС ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность.
Результаты сформированности личностной компетенции на уровне основного среднего образования: – способность ориентироваться в окружающем мире, объективно оценивать ситуации с позиции сформированных ценностей; – умение выстраивать траекторию индивидуального развития и планировать свои действия по ее реализации; – умение находить оптимальные пути решения возникших проблем – и обсуждать их с окружающими людьми; – способность объективно оценивать свои действия и их результаты, стремление к самосовершенствованию; – умение ориентироваться на общечеловеческие и национальные ценности в оценке поведения человека; – стремление развивать свои положительные личностные качества, лидерские способности; – проявление чувства собственного достоинства, достоинства гражданина своей страны; – умение создать эмоционально положительный микроклимат в социальном окружении с позиции этических норм поведения; – проявление логической обоснованности действий и поступков ; – осознанное выполнение разных социальных ролей соответственно возрасту; – соблюдение правил сохранения собственной безопасности; – ведение и пропаганда здорового образа жизни ; – участие в проектно-исследовательской деятельности в процессе познания основ наук и дополнительного развития; – активное участие в физическом саморазвитии; – проявление интереса к видам искусства и сферам науки.
Результаты сформированности гражданской компетенции на уровне основного среднего образования: – способность адекватно воспринимать происходящие события в стране, осознавать свою роль в коллективе на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма; – владение знаниями в областях гражданско-общественной деятельности; – умение выбирать социально-значимые установки для своих действий и поступков, – знание и соблюдение Конституции, законов и правопорядка; – знание государственных символов и государственного языка; – проявление активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов в пределах своих возрастных возможностей и социальных отношений; – умение адекватно воспринимать происходящие социальные события, проявление бдительности в разнообразных жизненных ситуациях с позиции защиты интересов общества; – проявление интереса к политической системе.
Результаты сформированности социальной компетенции на уровне основного среднего образования: – владение знаниями в областях общественной деятельности, социальнотрудовой сферы, семейных отношений и обязанностей в вопросах экономики и права; – владение углубленным и расширенным объемом знаний и практическими навыками в области предпрофильной подготовки; – умение применять социальные знания при решении стандартных проблем в сфере общественных отношений; – владение знаниями о достижениях общечеловеческой культуры и особенностях национальной культуры, этнокультурных явлениях и традициях в обществе, культурологических основах личной, семейной и социальной жизни; – уважение к истории, культуре и традициям и другим ценностям народа и других этносов, проживающих на территории России; – владение русским языком как средством познания, саморазвития, культурного обмена, получения информации о достижениях научно-технического прогресса и английским и другими иностранными языками как средством установления межкультурных связей с другими странами и получения информации; – стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны, проявление активной позиции в охране окружающей среды; – проявление высокой культуры человеческого общения, соблюдение этических норм; – соблюдение этики поведения в семье, уважение к старшему поколению и заботе о младших, проявление доброты и чуткости к членам семьи и окружающим людям, заботы о них; – умение адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям; – проявление нетерпимости к деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.
Результаты сформированности управленческой компетенции на уровне основного среднего образования: – умение планировать и организовать деятельность коллектива; – умение принять решение в различных жизненных ситуациях и обосновать выбранный способ решения в сравнении с возможными альтернативными; – логическое видение базовых взаимосвязей, множественности отношений, осмысление сложных ситуаций, использование знаний в практической деятельности, творческой переработке полученной информации; – проявление способности к аналитическому и инновационному мышлению и активное участие в проектно- исследовательской деятельности; – умение определять цель (ожидаемый результат) деятельности и подбирать тактические действия для достижения поставленной цели; – умение создавать и внедрять творческие подходы.
Результаты сформированности информационной компетенции на уровне основного среднего образования: – владение техническими навыками работы с периферийными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор); – владение навыками работы с различными устройствами информации (электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и справочники, Интернет-ресурсы); – умение самостоятельно получать, анализировать, обрабатывать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять и передавать информацию; – владение способами актуализировать полученную информацию с помощью информационных технологий для дальнейшего самообразования; – умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по разным предметам (on-line, дистанционное обучение, e-learning); – владение методами познания, моделирования и конструирования.
Основная задача общеобразовательной школы – это создание всех возможностей и обеспечение условий, чтобы ученики овладевали новыми знаниями, обретали новые навыки и могли эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни. А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования.
Цель образования в условиях компетентностного подхода – формирование личности, способной самостоятельно решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения, т.е. компетентной личности. Компетентностный подход даёт возможность усилить личностную ориентацию содержания образования и сделать его более практико-ориентированным.
В связи с этим в рамках компетентностного подхода основным является не просто обогащение объёмом знаний, а расширение и обогащение индивидуальных способов действия и средств деятельности, а также поведенческих операций в нестандартных ситуациях, т.е. приобретение разностороннего опыта деятельности. Тем самым из концепции развития универсальных учебных действий вытекает, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение учащимся умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Естественно, эти качества достигаются путем сознательного и активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Выделяют четыре блока основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, формирование которых возможно в ходе образовательного процесса, при условии владения педагогом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель – ученик», «ученик – ученик») и внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.
Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если обучение носит деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса; используются продуктивные формы групповой работы.
В этом вопросе важную роль играет профессиональная компетентность учителя. Профессиональная компетентность учителя в формировании функциональной грамотности учащихся характеризуется как интеграция педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств на достижение социально-педагогических результатов по формированию информационной, проблемной, коммуникативной и организационной компетенций выпускников школы. Особенно компетенции в решении жизненных проблем, необходимых для адаптации и полноценного функционирования в современном обществе.
Структура профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся включает следующие компетенции: предметно-методологическая, психолого-педагогическая, компетенция в области валеологии образовательного процесса, коммуникативная, компетенция в области управления качеством образовательной системы «учитель-ученик». Работа учителя по формированию функциональной грамотности учащихся, должна включать следующие этапы: целеполагания, планирования, прогнозирования, реализации, коррекции, рефлексии. Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности учащихся педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии.
Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:– проблемно-диалогическая технология – это освоение новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; – технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; – технология проектной деятельности – обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов); – уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь учащемуся принять и выполнить принятое им решение; – информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез; – технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Следовательно, ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, которые выбирает учитель, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность ких адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Подготовила подборку материалов по теме методист РЦ Е.Алюкова