Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется наиболее подходящей средой для проведения превентивных мер, направленных на уменьшение (ликвидацию) суицидальных случаев и попыток к ним среди несовершеннолетних.
Учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.
Превенция самоубийств является для учителей и других работников школы задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:
- своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
- формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
- облегчение детских душевных страданий;
- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений в словесных высказываниях или изменениях в поведении;
- оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
- контроль посещаемости занятий;
- предотвращение употребления алкоголя и наркотиков; своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и употреблением алкоголя или наркотиков;
- осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
- оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.
Директор образовательного учреждения:
- создает в школе благоприятные условия для адаптации вновь пришедших детей;
- утверждает в коллективе гласность, социальную справедливость, внимание и доверие среди педагогов и учащихся, создает обстановку нетерпимости к недостаткам, равнодушию и пассивности;
- принимает меры по предупреждению конфликтных ситуаций, назначает административное расследование по жалобам, лично участвует в расследовании происшествий, связанных с конфликтами, жалобами;
- принимает меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- ведет прием родителей и учащихся по личным вопросам;
- решает вопросы по организации классного руководства;
- ведет учет дисциплинарных проступков, возникновения конфликтных ситуаций у отдельных педагогов, анализирует их тенденции.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе:
- ведет контроль и учет успеваемости учащихся, взаимодействие учителей с родителями, своевременное информирование родителей об успехах в учебе;
- организует коррекционно-развивающую работу в школе с учащимися, испытывающими трудности в обучении;
- посещает уроки педагогов с целью изучения личностно-ориентированных взаимоотношений педагогов с детьми;
- использует различные виды контроля за деятельностью педагогического коллектива;
- применяет своевременные меры административного реагирования в случае выявления фактов нарушений педагогами прав несовершеннолетних.
Заместитель директора школы по воспитательной работе:
- организует воспитательную работу в школе;
- реализует меры по поддержанию здорового нравственного климата в классных коллективах;
- проявляет постоянную заботу о социальной защищенности учащихся, удовлетворении их нужд и запросов, восстановлении нарушенных прав;
- организует деятельность консультационного пункта по социально-правовым и семейно-бытовым проблемам;
- организует деятельность телефона доверия, почты доверия;
- организует работу методического объединения классных руководителей и обучает педагогов нормам этики и взаимоотношений с учащимися,
освоению личностно-ориентированной технологии; - организует в школе культурно-досуговую деятельность, работу секций, кружков и клубов по интересам, контролирует их деятельность;
- организует профилактическую работу с категорией детей «группы риска»;
- изучает деловые и морально-психологические качества каждого педагога;
- изучает общественное мнение учащихся и родителей об их деятельности;
- принимает практические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных явлений в школе;
- ведет учет правонарушений, происшествий и дисциплинарных проступков, анализирует их тенденции, вырабатывает и реализует меры по их профилактике, сплочению классных коллективов.
Классный руководитель:
- планирует и проводит воспитательную работу с учащимися;
- постоянно изучает индивидуальные особенности учащихся, проводит с ними индивидуальную работу;
- принимает меры по сплочению коллектива класса, особое внимание уделяет межличностным отношениям, учащимся «группы риска»;
- проводит мероприятия по укреплению дисциплины, предупреждению правонарушений;
- проводит мероприятия совместно с психологом по профилактике суицидов;
- изучает нужды и запросы учащихся, их родителей, принимает меры по разрешению их жалоб и заявлений;
- организует работу с родителями учащихся;
- организует досуг учащихся, контролирует посещение учащимися кружков и секций, клубов по интересам;
- следит за соблюдением в классе дисциплины; замечает нарушения; применяет меры педагогического воздействия; принимает меры к их устранению;
- контролирует посещение учащимися школы и отдельных уроков;
- своевременно реагирует на отсутствие школьников;
- заботится о недопущении в классе неоправданных учебных перегрузок, несправедливого распределения обязанностей в школе, конфликтов между детьми;
- вникает в нужды и запросы детей, их родителей, докладывает о них вышестоящим органам;
- организует мероприятия по адаптации вновь прибывших учащихся;
- организует классные воспитательные мероприятия;
- координирует деятельность учителей-предметников, работающих с учащимися данного класса.
В ходе занятий и постоянного общения с учащимися интересуется их мнением, настроением, подмечает малейшие подробности и изменения настроения и поведения учащихся, выясняет их причины. О принятых мерах и существующей проблеме докладывает администрации образовательного учреждения.