Статья «Роль учителей и администрации образовательных учреждений в профилактике суицидального поведения обучающихся»

Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется наиболее подходящей средой для проведения превентивных  мер, направленных на уменьшение (ликвидацию) суицидальных случаев и попыток к ним среди несовершеннолетних.

Учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.

Превенция самоубийств является для учителей и других работников школы задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

  • своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • облегчение детских душевных страданий;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений в словесных высказываниях или изменениях в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий;
  • предотвращение употребления алкоголя и наркотиков; своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и употреблением алкоголя или наркотиков;
  • осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

Директор образовательного учреждения:

  • создает в школе благоприятные условия для адаптации вновь пришедших детей;
  • утверждает в коллективе гласность, социальную справедливость, внимание и доверие среди педагогов и учащихся, создает обстановку нетерпимости к недостаткам, равнодушию и пассивности;
  • принимает меры по предупреждению конфликтных ситуаций, назначает административное расследование по жалобам, лично участвует в расследовании происшествий, связанных с конфликтами, жалобами;
  • принимает меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся;
  • ведет прием родителей и учащихся по личным вопросам;
  • решает вопросы по организации классного руководства;
  • ведет учет дисциплинарных проступков, возникновения конфликтных ситуаций у отдельных педагогов, анализирует их тенденции.

Заместитель директора школы  по учебно-воспитательной работе:

  • ведет контроль и учет успеваемости учащихся, взаимодействие учителей с родителями, своевременное информирование родителей об успехах в учебе;
  • организует коррекционно-развивающую работу в школе с учащимися, испытывающими трудности в обучении;
  • посещает уроки педагогов с целью изучения личностно-ориентированных взаимоотношений педагогов с детьми;
  • использует различные виды контроля за деятельностью педагогического коллектива;
  • применяет своевременные меры административного реагирования в случае выявления  фактов нарушений педагогами прав несовершеннолетних.

Заместитель директора школы по воспитательной работе:

  • организует воспитательную работу в школе;
  • реализует меры по поддержанию здорового нравственного климата в классных коллективах;
  • проявляет постоянную заботу о социальной защищенности учащихся, удовлетворении их нужд и запросов, восстановлении нарушенных прав;
  • организует деятельность консультационного пункта по социально-правовым и семейно-бытовым проблемам;
  • организует деятельность телефона доверия, почты доверия;
  • организует работу методического объединения классных руководителей и обучает педагогов нормам этики и взаимоотношений с учащимися,
    освоению личностно-ориентированной технологии;
  • организует в школе культурно-досуговую деятельность, работу секций, кружков и клубов по интересам, контролирует их деятельность;
  • организует профилактическую работу с категорией детей «группы риска»;
  • изучает деловые и морально-психологические качества каждого педагога;
  • изучает общественное мнение учащихся и родителей об их деятельности;
  • принимает практические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных явлений в школе;
  • ведет учет правонарушений, происшествий и дисциплинарных проступков, анализирует их тенденции, вырабатывает и реализует меры по их профилактике, сплочению классных коллективов.

Классный руководитель:

  • планирует и проводит воспитательную работу с учащимися;
  • постоянно изучает индивидуальные особенности учащихся, проводит с ними индивидуальную работу;
  • принимает меры по сплочению коллектива класса, особое внимание уделяет межличностным отношениям, учащимся «группы риска»;
  • проводит мероприятия по укреплению дисциплины, предупреждению правонарушений;
  • проводит мероприятия совместно с психологом по профилактике суицидов;
  • изучает нужды и запросы учащихся, их родителей, принимает меры по разрешению их жалоб и заявлений;
  • организует работу с родителями учащихся;
  • организует досуг учащихся, контролирует посещение учащимися кружков и секций, клубов по интересам;
  • следит за соблюдением в классе дисциплины; замечает нарушения; применяет меры педагогического воздействия; принимает меры к их устранению;
  • контролирует посещение учащимися школы и отдельных уроков;
  • своевременно реагирует на отсутствие школьников;
  • заботится о недопущении в классе неоправданных учебных перегрузок, несправедливого распределения обязанностей в школе, конфликтов между детьми;
  • вникает в нужды и запросы детей, их родителей, докладывает о них вышестоящим органам;
  • организует мероприятия по адаптации вновь прибывших учащихся;
  • организует классные воспитательные мероприятия;
  • координирует деятельность учителей-предметников, работающих с учащимися данного класса.

В ходе занятий и постоянного общения с учащимися интересуется их мнением, настроением, подмечает малейшие подробности и изменения настроения и поведения учащихся, выясняет их причины. О принятых мерах и существующей проблеме докладывает администрации образовательного учреждения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.