«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. Создание комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
В 7 образовательных организациях Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области ( ГБОУ СОШ пос. Октябрьский, ГБОУ ООШ с. Малое Ибряйкино, ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково, ГБОУ СОШ с. Большой Толкай, ГБОУ СОШ с. Алькино. ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино, в ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай) в 2014-2016г.г. за счет средств федерального и областного бюджетов проведены мероприятия по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов. В школах установлены пандусы, оборудованы санузлы, созданы сенсорные комнаты (уголки), расширены дверные проемы. Во всех образовательных организациях Северо-Восточного управления проведено инструктирование специалистов, контактирующих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, организовано предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме или по месту жительства инвалидов в случае невозможности полностью обеспечить доступность зданий образовательного учреждения.
Создание в школах специальных условий обучения, позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и интеграцию в общеобразовательном учреждении, реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Все это будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Начальник отдела образовательной статистики
ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» Иванова Г.Г.