«Современные вопросы организации трудового обучения и воспитания детей с ОВЗ» (опыт работы школы-интерната с. Малый Толкай)

18 октября 2017 года на базе  опорной площадки ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай прошел окружной практико-ориентированный семинар «Современные вопросы организации трудового обучения и воспитания детей с ОВЗ». Образовательное учреждение представило опыт работы в части формирования социально-трудовой компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС УО.

Цель проведения семинара: повышения уровня профессиональной компетенции педагогов образовательных организаций в вопросах трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В работе семинара приняли участие 27 педагогических работников школ округа и г. Отрадного, в том числе заместители директоров по УВР, учителя-предметники, учителя труда и технологии образовательных организаций.

Открыла семинар Самойлова Татьяна Ивановна, директор школы-интерната. Она обозначила проблему  организации трудового обучения как систему подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни, дальнейшему профессиональному самоопределению, выбору профессии.

В пленарной части семинара были рассмотрены вопросы создания специальных условий  целенаправленного обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями, получения ими трудовой подготовки в образовательной организации. Социально-бытовая адаптация и ориентация детей данной категории существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением познавательной деятельности. Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся с умственной отсталостью. Задачами трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ являются: выработка сознательного отношения к труду, воспитание трудолюбия и мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду, умение соблюдать правила безопасной работы, формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, паре, чувства самостоятельности, ответственности, самоконтроль). Практика работы в школе-интернате показывает, что специально созданные образовательные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки предопределяют последующую профессиональную жизнь выпускника с ОВЗ.

В практической части семинара были представлены открытые уроки с учетом компетентностного подхода. Цель обучения детей с умственной отсталостью – ориентация на практическую составляющую содержания образования, т.е формирование жизненной компетенции, а доминирующий компонент учебного процесса – практика и продуктивная работа.

  1. На уроке по швейному делу в 8 классе по теме «Любой лоскуток в дело» продемонстрировано  изготовление лоскутного фартука бригадным методом с пооперационным разделением труда.
  2. На уроке по швейному делу в 9 классе по теме «Новая жизнь старых вещей» учитель обучал кастомайзингу (переделка вещей на новый лад).
  3. Урок по социально-бытовой ориентировке в 6  классе по теме «Гость на пороге», ценность которого стало развитие умения детей с нарушениями интеллекта  планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время. К данному уроку подходят следующие строки:

Если гость ко мне пришел

Я накрою чайный стол

Бутерброды, чай поставлю

И голодным не оставлю.

  1. Урок по трудовому обучению в 4 классе по теме «Пришивание пуговиц» познакомил с процессом обучения детей с ОВЗ пришиванию пуговиц с двумя отверстиями.
  2. Урок по ручному труду в 7 классе по теме «Посадка лука на перо» направлен на продуктивное взаимодействие с детьми со сложной структурой дефекта.
  3. Защита проекта по теме «Как пришли мы к урожаю», цель которого показать как происходило проектирование и выполнение поэтапной работы по выращиванию белокочанной капусты.

Подведя итоги работы окружного семинара, состоялся конструктивный обмен мнениями. Уроки вызвали живой интерес у педагогов. Было отмечено, что в школе-интернате имеется зонирование развивающей среды учебных кабинетов профильного труда в зависимости от преподаваемого предмета. В завершении участники выразили огромную благодарность организаторам семинара за содержательность, практическую направленность.

 

                          И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела РЦ

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.