18 октября 2017 года на базе опорной площадки ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай прошел окружной практико-ориентированный семинар «Современные вопросы организации трудового обучения и воспитания детей с ОВЗ». Образовательное учреждение представило опыт работы в части формирования социально-трудовой компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС УО.
Цель проведения семинара: повышения уровня профессиональной компетенции педагогов образовательных организаций в вопросах трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В работе семинара приняли участие 27 педагогических работников школ округа и г. Отрадного, в том числе заместители директоров по УВР, учителя-предметники, учителя труда и технологии образовательных организаций.
Открыла семинар Самойлова Татьяна Ивановна, директор школы-интерната. Она обозначила проблему организации трудового обучения как систему подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни, дальнейшему профессиональному самоопределению, выбору профессии.
В пленарной части семинара были рассмотрены вопросы создания специальных условий целенаправленного обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями, получения ими трудовой подготовки в образовательной организации. Социально-бытовая адаптация и ориентация детей данной категории существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением познавательной деятельности. Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся с умственной отсталостью. Задачами трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ являются: выработка сознательного отношения к труду, воспитание трудолюбия и мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду, умение соблюдать правила безопасной работы, формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, паре, чувства самостоятельности, ответственности, самоконтроль). Практика работы в школе-интернате показывает, что специально созданные образовательные условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки предопределяют последующую профессиональную жизнь выпускника с ОВЗ.
В практической части семинара были представлены открытые уроки с учетом компетентностного подхода. Цель обучения детей с умственной отсталостью – ориентация на практическую составляющую содержания образования, т.е формирование жизненной компетенции, а доминирующий компонент учебного процесса – практика и продуктивная работа.
- На уроке по швейному делу в 8 классе по теме «Любой лоскуток в дело» продемонстрировано изготовление лоскутного фартука бригадным методом с пооперационным разделением труда.
- На уроке по швейному делу в 9 классе по теме «Новая жизнь старых вещей» учитель обучал кастомайзингу (переделка вещей на новый лад).
- Урок по социально-бытовой ориентировке в 6 классе по теме «Гость на пороге», ценность которого стало развитие умения детей с нарушениями интеллекта планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время. К данному уроку подходят следующие строки:
Если гость ко мне пришел
Я накрою чайный стол
Бутерброды, чай поставлю
И голодным не оставлю.
- Урок по трудовому обучению в 4 классе по теме «Пришивание пуговиц» познакомил с процессом обучения детей с ОВЗ пришиванию пуговиц с двумя отверстиями.
- Урок по ручному труду в 7 классе по теме «Посадка лука на перо» направлен на продуктивное взаимодействие с детьми со сложной структурой дефекта.
- Защита проекта по теме «Как пришли мы к урожаю», цель которого показать как происходило проектирование и выполнение поэтапной работы по выращиванию белокочанной капусты.
Подведя итоги работы окружного семинара, состоялся конструктивный обмен мнениями. Уроки вызвали живой интерес у педагогов. Было отмечено, что в школе-интернате имеется зонирование развивающей среды учебных кабинетов профильного труда в зависимости от преподаваемого предмета. В завершении участники выразили огромную благодарность организаторам семинара за содержательность, практическую направленность.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела РЦ