- Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
- Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
- Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
- Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
- Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
- Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Если выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности, родителям следует вести серьезную профориентационную работу и начинать ее следует в 8-9 классе!
Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают – потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком важном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Родителям следует объяснить своему ребенку, что выбрать любимую профессию раз и навсегда очень сложно. Но даже если ошибся, никогда не нужно отчаиваться и заниматься нелюбимым делом до конца своей жизни. Главное – найти в себе мужество и, обдумав, принять правильное решение, чтобы не мучиться и не жалеть о выбранной профессии. Только тогда человек может реализовать себя и быть востребованными.
К тому же выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново. Родители должны готовить ребенка к тому, что учиться придется всю жизнь.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Самое главное для подростков, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.
Список литературы
- Йовайши Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007. – 302 с.