Часто родителей интересует вопрос: »Насколько актуально и правомерно в настоящее время собеседования с будущими первоклассниками и их родителями?
Говоря о правомерности проведения собеседований с детьми при поступлении в школу нужно отметить, что этот вопрос по-прежнему актуален. Горячие дебаты на тему, зачем вообще все это нужно и не ущемляются ли при этом права ребенка, возникли давно, еще со времен становления психологической службы в системе образований.
«Подстелить соломку»
Для чего, собственно, проводится собеседование? Чтобы определить готовность ребенка к систематическому обучению. И знания, как таковые, здесь играют второстепенную роль. Речь идет, прежде всего, о физической, когнитивной и психосоциальной зрелости ребенка, то есть о готовности его к систематическим занятиям и усвоения нужного объема информации.
Эта готовность в каждом случае индивидуальна. Она зависит и от внешних условий(особенностей воспитания в семье, опыта, приобретенного в детском дошкольном учреждении, и др.). Даже при нормальном развитии возраст психологической готовности ребенка к обучению в школе варьируется в пределах двух лет. И это нормально. Если один ребенок готов к обучению в школе в 6 лет без ущерба для своего здоровья, то другому для успешного усвоения материала нужно «повзрослеть» до 8 лет.
К сожалению, эти простые истины не всегда родителями принимаются во внимание. Несоответствие школьной зрелости ребенка началу обучения – очень тревожный фактор. Именно он может спровоцировать дальнейшие проблемы у ребенка, получив в дальнейшем наличие процесса дезадаптации, а это негативно отразится на его здоровье.
На собеседовании проверяют общую готовность ребенка к обучению. Прежде всего, это развитие основных познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, речи, моторики. Важны и психофизиологические параметры школьной зрелости: работоспособность, зрительно-моторная координация, эмоциональная стабильность. В некоторых случаях родителям желательно посоветовать пройти консультацию у невролога, для определения оптимальных для ребенка учебных нагрузок, режима учебы и отдыха.
Законно ли это?
По свидетельству мнения родителей, сейчас отношение к собеседованию (или к тестированию) сильно изменилось. Его стали воспринимать как неизбежную, а в чем-то даже полезную процедуру. Беспокоит одно: как могут повлиять результаты собеседования (тестирования) на дальнейшую судьбу ребенка?
К сожалению, родители часто сталкиваются с тем, что собеседование при поступлении в начальную школу перерастают в настоящие экзамены. А поступление не только в гимназии и лицеи, но и в обычные «хорошие» школы осуществляется на конкурсной основе.
Важно знать, что право на обучение является конституционным правом каждого человека. В Российской Федерации право личности на всеобщее и бесплатное образование гарантировано ст.43 Конституции РФ и Законом РФ «Об образовании». Согласно постановлениям Министерства образования и науки РФ всех детей, всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня подготовки и от того, проживает ли ребенок на территории, за которой закреплена школа, или нет.
Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения с согласия родителей при наличии направления психолого-медико-педагогической комиссии, которая организуется при органах управления образованием. В настоящее время классы коррекционного обучения могут организовываться и в общеобразовательных школах. Это позволяет ученикам, имеющим, например, логопедические проблемы, в щадящем режиме освоить программу начальной школы и при переходе в основную школу учиться на равных со своими ровесниками.
Если говорить о возрасте поступления в школу, то сейчас и это определено законодательно. Особенности обучения обучающихся в начальной школе определяется санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02). Там четко говорится, что в первый класс принимаются дети 7-го или 8-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими у 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
И самое важное. В соответствии с п. 3 ст.5 Закона РФ «Об образовании» проведение тестирования, конкурсного отбора в общеобразовательных учреждениях законом Российской Федерации не допускается. Более того, В Конституции РФ начальный уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, а поэтому не предполагающий какого-либо отбора обучающихся. Задача школы – обучить всех детей по тем программам, которые реализуются в ее стенах, независимо от стартовых возможностей и способностей ребенка.
В случае возникновения спорных вопросов по поводу поступления детей в образовательные учреждения, юристы рекомендуют обращаться к документу, размещенному на сайте Министерства образования и науки «О правах приема в образовательные учреждения» № ИР-535/03 от 28 июня 2012 года. В Законе РФ « Об образовании» сказано (ч.5 ст. 16), что для приема на обучение по программам начального общего образования, любые вступительные испытания, имеющие целью отбор учащихся, запрещены.
Вправе ли школа при записи в 1-й класс требовать медицинскую справку о состоянии здоровья?
Требование в качестве обязательного документа при приеме в образовательное учреждение медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка является ограничением его прав, так как согласно статье 5 Закона гражданам гарантируется общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования независимо от состояния здоровья. В связи с этим в пункте 13 Порядка установлено, что указанное заключение предоставляется родителями (законными представителями) ребенка по их усмотрению.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ»
по материалам журнала «Школьный психолог» июль – август 2016 г.