Количество и содержание проектных задач задаѐтся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе. Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока.
Очень важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему ещѐ на этапе начальной школы. Эта цель может достигнута с помощью решения проектных задач.
Решение проектных задач не является ещѐ одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим,исследовательским.
Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.Особую роль проектные задачи
играют сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают,что для
достижения общей цели договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Появление проектных задач в образовательном процессе требует от учителя пересмотра своих подходов к разработке рабочих образовательных программ (календарно – тематического планирования), определению в них места для решения проектных задач, поиску эффективных методов и форм работы, позволяющих высвободить необходимые .Должна быть обеспечена кооперация и координация усилий учителей разных классов начальной школы.
Паспорт проектной задачи
1.Обучение младших школьников совместному решению задач.
2 Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм слабых позиций.
3 Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
4Формирование коммуникативных компетентностей.
5 Формированием действий контроля и оценки.
Знания, умения и способы
1.Работа с текстом.
2.Нахождение и проверка орфограмм известными способами(проверка орфограммы слабой
позиции по сильной;проверка орфограммы слабой позиции по словарю; проверка орфограммы слабой позиции по правилу)
3.Работа в парах, в малых группах: организация работы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
4 Демонстрация учащимися освоения педагогический результат предметного материала,
Охватывающего курс русского языка второго класса, и возможностей переносить известные им способы действий в условия модельной (квазиреальной) ситуации, приближенной к реальным условиям.
5 Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях. Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания Оценивается:
– владение предметными знаниями и умениями;
– умение применять известные способы действий
для решения конкретно-практической задачи;
6 взаимодействие учеников в группе (экспертный лист);
– публичное выступление групп.
7.Технологические шаги по решению проектной задачи
Проектная задача №1 по русскому языку «Иллюстрированное пособие
«Способы проверки орфограмм»
Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по теме
– продемонстрировать умение находить и проверять орфограммы известными способами;
– продолжить работу по формированию взаимодействия учеников в малой
– продолжить работу над формированием действия контроля и оценки
План проектной задачи:
1 Установка на выполнение задачи.
2 Работа в малых группах.
Учащиеся сидят в малых группах (3 группы по 5 человек в каждой). У каждой группы перечень заданий, набор материалов по каждому способу, заготовки для иллюстраций. Учащиеся действуют согласно инструкции.
3 Совместное действие.
На доске лист ватмана с общим заголовком «Способы проверки орфограмм». Представители групп располагают свои материалы на общем
4 Презентация наглядного пособия.
2 шаг: Подготовка обращения к учащимся
Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить вам сделать красивое, иллюстрированное наглядное пособие на тему: «Способы
проверки орфограмм». Для того чтобы это пособие получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий».
3 шаг: Разработка кейса для учащихся
Каждая группа получает техническое задание:
1) распределить задания внутри группы согласно инструкции;
2) рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм,который предстоит изложить в своей части пособия;
3) составить рассказ о способе проверки орфограмм;
4) проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа.
Материалы подготовлены методистом ИМО Алюковой Е.В. на основе учебно-методического пособия
«Проектная задача как новая форма учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка»