Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни.
Наше общество предоставляет максимальную самостоятельность в выборе вида трудовой деятельности. Однако всегда следует помнить о том, что свобода профессионального выбора имеет существенные ограничения, продиктованные субъективными и объективными обстоятельствами. Субъективные во многом зависят от позиции человека, его знаний, умений и навыков, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Объективные диктуются жизненными условиями, требованиями, которые предъявляют профессии к личности. В связи с этим подлинная свобода действий — это выбор вида и места работы с учетом реальных личностных возможностей и существующих ограничений, нахождение путей реального преодоления возникших трудностей.
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов, которые для этого понадобятся.
Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, необходимо ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, потому что в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телевизора. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные возможности семьи, свои способности и склонности. Все это поможет при составлении личного профессионального плана. Такой план можно назвать программой профессионального самовоспитания и самоопределения. В нем должны быть отражены вопросы: как укреплять свое здоровье, каким учебным предметам следует уделить больше внимания, какую специальную литературу изучать, какие необходимо пройти профессиональные пробы, если это возможно.
Профессиональный план можно представить схематично в виде составляющих: «хочу», «могу», «надо».
Цель плана — определить «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?», то есть он отражает словесно-образное мышление «хочу».
Познание себя, своих возможностей, способностей, учет состояния здоровья тесно связаны с «могу». А к образу «надо» относятся: знание профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств повышения цели.
Схема построения профессионального плана
Рациональное соотношение образов «хочу» – «могу» – «надо» обусловливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешность выполнения профессионального плана.
Итак, при выборе профессии нужно:
- Уметь ориентироваться в большом количестве профессий.
- Определиться в своих интересах.
- Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
- Иметь основной и запасной вариант профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное).
- Иметь (если возможно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать поработать немного в этой области.
- Оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.
- Иметь информацию о трудоустройстве после получения образования.