Секреты выбора профессии

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию значит найти свое место в жизни.

Наше общество предоставляет максимальную самостоятельность в выборе вида трудовой деятельности. Однако всегда следует помнить о том, что свобода профессионального выбора имеет существенные ограничения, продиктованные субъективными и объективными обстоятельствами. Субъективные во многом зависят от позиции человека, его знаний, умений и навыков, стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Объективные диктуются жизненными условиями, требованиями, которые предъявляют профессии к личности. В связи с этим подлинная свобода действий — это выбор вида и места работы с учетом реальных личностных возможностей и существующих ограничений, нахождение путей реального преодоления возникших трудностей.

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов, которые для этого понадобятся.

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, необходимо ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, потому что в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телевизора. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные возможности семьи, свои способности и склонности. Все это поможет при составлении личного профессионального плана. Такой план можно назвать программой профессионального самовоспитания и самоопределения. В нем должны быть отражены вопросы: как укреплять свое здоровье, каким учебным предметам следует уделить больше внимания, какую специальную литературу изучать, какие необходимо пройти профессиональные пробы, если это возможно.

Профессиональный план можно представить схематично в виде составляющих: «хочу», «могу», «надо».

Цель плана — определить «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?», то есть он отражает словесно-образное мышление «хочу».

Познание себя, своих возможностей, способностей, учет состояния здоровья тесно связаны с «могу». А к образу «надо» относятся: знание профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств повышения цели.

Схема построения профессионального плана

Рациональное соотношение образов «хочу» – «могу» – «надо» обусловливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешность выполнения профессионального плана.

Итак, при выборе профессии нужно:

  • Уметь ориентироваться в большом количестве профессий.
  • Определиться в своих интересах.
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
  • Иметь основной и запасной вариант профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное).
  • Иметь (если возможно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать поработать немного в этой области.
  • Оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.
  • Иметь информацию о трудоустройстве после получения образования.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.