Форма работы: групповая консультация
Целевая группа: родители учащихся
Цели:
- Повысить уровень практической осведомленности родителей по проблеме вовлечения детей и подростков в наркоманию.
- Привлечь внимание родителей к роли семьи в возникновении таких проблем ребенка как ранняя наркотизация.
Задачи:
– предоставить информацию об общих и частных признаках, свидетельствующих о том, что ребенок употребляет наркотики,
– предоставить информацию об особенностях семейных взаимоотношений, которые могут стать фактором риска наркотизации ребенка,
– обозначить общую стратегию поведения родителя с ребенком, употребляющим наркотические вещества,
– побудить родителей к осознанию степени опасности наркомании и важности данной проблемы для каждой семьи.
Рекомендации к проведению мероприятия:
– необходимо заранее предупредить аудиторию о том, когда целесообразно задавать вопросы. Это можно сделать в конце выступления, но также и по ходу изложения материала;
– материал можно дополнить определенными сведениями. Они должны быть доступны понимаю неподготовленной аудитории; не следует нагромождать текст специальными терминами;
– педагогу необходимо знать адреса и телефоны территориальных организаций, в которые родители могут обратиться за квалифицированной помощью (отдел наркоконтроля, медицинские учреждения, психологические службы и т.п.);
– в конце выступления необходимо подчеркнуть важность сотрудничества родителей, администрации и педагогического коллектива в предотвращении ранней наркотизации детей.
Текст выступления
В уровне знаний по проблеме наркотиков между школьниками и взрослыми существует значительный разрыв: представители старшего поколения знают гораздо меньше. Ситуация усугубляется тем, что та информация, которой активно интересуются дети, часто бывает неадекватной, не соответствует действительности, а иногда она просто опасна. Так, Интернет сегодня изобилует информацией о том, как приготовить наркотики, какие препараты вызывают те или иные эффекты и где приобрести наркотики. Поэтому необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень по данной проблеме, как и свой интерес; ведь предупредить легче, чем лечить.
Вопросы, которые должны беспокоить любого родителя:
- Как понять, что ребенок употребляет наркотики?
- Может ли мой ребенок оказаться в «группе риска»?
- Какова моя, как родителя, доля ответственности в этом?
Существуют общие для всех наркотиков признаки, которые обращают
на себя внимание в первую очередь.
- Нарастающая скрытность ребенка. Не стоит утешать себя тем, что «у ребенка должны быть свои тайны». Они, безусловно, будут, но есть некоторые симптомы скрытности, на которые не стоит закрывать глаза. Например, резкое учащение и увеличение времени «гуляний», отказ сообщить о своем местонахождении, уходы из дома в то время, которое ребенок раньше проводил с семьей. Стоит обратить внимание на самоизоляцию ребенка в семье, когда у него пропадает всякое желание самому общаться с вами, обращаться к вам, принимать участие в семейных делах.
- Поводом для беспокойства являются такие признаки как: пропажа из дома денег и ценных вещей; появление у подростка больших сумм денег, наличия которых он не может объяснить; выспрашивание денег «окольными» путями (у родственников, друзей, соседей), кражи и иные противоправные действия. Разумеется, важные признаки – это наличие у ребенка неизвестных вам капсул, таблеток, порошков, предметов, которые могут быть использованы для приготовления наркотиков (миски, ложки).
- Важным признаком является изменение эмоционального состояния ребенка. Здесь в зависимости от типа употребляемого наркотика могут быть полярные реакции: либо чрезмерная раскованность, возбудимость, неожиданные импульсивные реакции, которых раньше не наблюдалось. Либо, наоборот, потеря интереса к общению, прежним увлечениям, апатия, сонливость, слабость. Стоит отдельно рассказать о симптомах отравления препаратами конопли, поскольку, к сожалению, употребление марихуаны – достаточно распространенное явление среди подростков.
Симптомы отравления препаратами конопли:
- Красные глаза, припухшие веки.
- Сухие и липкие губы. Жалобы на сухость во рту.
- Специфический запах; возбужденное состояние, приступы смеха, расторможенность, повышенная речевая активность.
Многие специалисты вполне справедливо считают, что употребление марихуаны – отправная точка к употреблению впоследствии более сильных и опасных наркотиков.
Итак, если по сочетанию нескольких признаков у вас возникло подозрение, что ребенок экспериментирует с наркотиками, расскажите ему о своих подозрениях прямо. Напрямую спрашивайте обо всех беспокоящих вас поступках или иных проявлениях. Пусть ребенок знает о ваших намерениях и о вашем отношении к данной проблеме. Недомолвки, недосказанности – все это только усугубит скрытность ребенка. Обращайтесь за помощью и консультациями только к соответствующим специалистам, житейские советы не помогут, а любопытство посторонних людей может только усугубить ситуацию.
Сделайте ревизию в домашней аптечке. Некоторые группы препаратов, которые вполне могут оказаться там, стали крайне популярны среди подростков. Это транквилизаторы, снотворные препараты, анальгетики, антидепрессанты. Стоит также отметить и некоторые «чудодейственные» препараты для похудения. Будьте предельно внимательны, они могут содержать амфетамины – психостимуляторы, вызывающие сильную зависимость.
Какие же особенности семейных отношений могут стать фактором риска? Какова доля ответственности ближайшего окружения – семьи, – в возникновении таких проблем как наркомания?
Риск наркотизации ребенка велик, если:
- Существует генетическая предрасположенность к возникновению того или иного вида зависимости.
- Появление в кругу общения сверстников, употребляющих
психоактивные вещества – это один из наиболее важных индикаторов,
указывающих на возможность совершить «первую пробу». - Если в семье присутствует то, что называется «домашним насилием», поскольку такие формы воспитания делают ребенка склонным к поиску чего-то, что может заменить ему недостаток эмоционального тепла.
- Разумеется, риск существует, если родители попустительствуют в отношении потребления алкоголя и наркотических веществ; если взрослые сами злоупотребляют легальными и нелегальными наркотиками. Тут необходимо помнить о том, что семья для ребенка – первый и единственный тренинг жизни. Все, что он там увидит, все модели поведения и взаимоотношений он возьмет от своих родителей, и с их помощью будет строить свою жизнь.
- Риск существует, если родители чувствуют воспитательную неуверенность. Если в семье отсутствуют четкие правила о том, что нормально, а что – нет. Ребенок должен знать вашу позицию. Идеальным вариантом будет, если позиции обоих родителей совпадает, и между ними нет противоречий по поводу воспитания ребенка. Часто же происходит наоборот. Мама демонстрирует одну воспитательную позицию, папа – другую. Мама – разрешает, папа – запрещает. Оказываясь в ситуации неопределенности ребенок не знает, как поступить. Необходимость постоянно «лавировать» между этими противоречиями приводит к появлению лживости и изворотливости. Не позволяйте чужим нормам и правилам господствовать в вашей семье; не передавайте своих воспитательных функций в руки бабушек и дедушек. В противном случае, ваши требования станут для ребенка пустым звуком.
- Увеличивают риск наркотизации конфликты между супругами. Дети чрезвычайно чувствительны к тому, что происходит в отношениях мамы и папы, остро переживают конфликты, винят себя. Зачатую супруги склонны втягивать ребенка в свои отношения, превращая его в «разменную монету». Об этом говорят высказывания типа: «Не кричи на меня, видишь – ребенок страдает!», «Ладно бросай меня, а о детях ты подумал?» и т.п. Любой конфликт, если вы не можете решить его конструктивно, сказывается на ребенке, он снижает его способность сопротивляться стрессу и внешним влияниям.
- Риск существует, если в семье нет привязанности и любви, если члены семьи не вовлечены в дела друг друга. Когда все рядом, но не вместе. Чувство привязанности необходимо, поскольку учит ребенка близости, ответственности перед определенной группой людей. Если нет привязанностей в семье, нет их и в окружении, ребенок чувствует себя никому ненужным, и, в конце концов, приходит к выводу, что и ему никто не нужен; перестает принимать и уважать нормы и стандарты, по которым живет любое человеческое сообщество – семья, школа и др.
- Риск существует, если родители попустительствуют в отношении школьных проблем ребенка. Подростки, которым школа ненавистна, имеют больше шансов пристраститься к наркотикам. Интерес к школьной жизни ребенка должен быть регулярным, как и сотрудничество родителей с педагогами. Дети, не испытывающие желания посещать школу, часто чувствуют себя не такими как все, начинают интересоваться совершенно посторонними вещами. Поэтому стремление взрослых привить любовь к учебе, когда это уже поздно делать, вызывает бурный протест. Здесь стоит отметить, что проба наркотика – одна из таких протестных реакций. Для родителей, у которых «руки не доходят» до школьных проблем ребенка, часто характерно не только отсутствие контроля за поведением ребенка, они ничего и не ждут от него; ребенок растет и развивается «сам собой», и как придется.
Итак, наркомания или другие поведенческие отклонения являются симптомом не только неблагополучия ребенка, но и симптомом кризиса в семье. Доля ответственности семьи в возникновении проблем ребенка очень высока. Семейные отношения могут стать, таким образом, фактором риска для ребенка. Поэтому если в семье обнаружены те или иные виды дисфункциональных отношений (конфликты, отсутствие привязанности, воспитательные трудности) это повод обратиться за психологической помощью. Чем больше подавляются, вытесняются и прячутся конфликты и проблемы в семье, тем острее проявляется неблагополучие детей. Если в семье гармоничные отношения, это напротив, становится фактором защиты и способствует взрослению ребенка. Прекращение наркотизации подростков – трудная, но возможная задача, и чем раньше выявлены такие подростки, тем больше шансов на их возвращение к трезвой, здоровой и успешной жизни.
Литература
- Профилактика подростковой наркомании: наглядно-методическое пособие/С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.: «Планетариум», 2004.
- Психология ранней наркомании. Сост. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, И.А. Мотынга – Самара, 1997.
- Родителям о детях / ред. и сост. О.Г.Свердлова, вып. 4. трудные судьбы трудных детей. – М.: Знание, 2003.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог