Рекомендации педагогам. ВАРИАНТЫ РАБОТЫ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ Демонстрируем возможности: одно произведение

Чем богаче и разнообразнее визуальный ряд на уроке истории, тем больше методических задач может быть решено. При этом важно соблюдать меру, так как избыточное количество иллюстраций, может помешать сфокусироваться на важном. Может возникнуть техническая ситуация: не всегда есть возможность продемонстрировать слайды презентации (изображения).

     Тогда учителю приходится обходиться либо раздаточным материалом, либо методическим аппаратом учебника, то есть ограниченным выбором изобразительных средств наглядности.

 

А. Васнецов. ≪Новгородский торг в XVII веке≫. 1908–1909 годы.

    Данная картина чаще всего используется при изучении раздела ≪Русь в середине XII — начале XIII века≫, но несмотря на это, что художник отобразил историю города гораздо позже. Данная условность допустима, так как столь яркая и живая иллюстрация позволяет сформировать у шестиклассников четкую картину особенностей Новгорода.

Этап мотивации.

Задание. Представьте себе, что вы  в этом городе. Что вы видите вокруг? Куда бы вам захотелось пойти в первую очередь? Что вам нужно знать о городе, чтобы вам было интересно и комфортно в нем находиться?

Методический комментарий. Данный методический прием позволит вовлечь учащихся в изучение картины. Описывая картину, что ребята будут фиксировать внимание на важных чертах Новгорода: например, торговля, судоходная река, особенности архитектуры. И в дальнейшем эти аспекты должны освещаться в ходе урока, либо подтверждая предположения учащихся, либо опровергая их. При ответе на последний вопрос чаще всего ученики отмечают, что важно знать географические особенности города, как он управляется, какие  есть значимые памятники, то есть ставят задачи на урок.

Этап актуализации.

Задание. Предположите, о каком городе пойдет речь на уроке? По каким признакам вы это установили?

Методический комментарий. Определяя тему, учащиеся обращают внимание на значимые ≪маркеры≫, по которым можно узнать Новгород: город на реке, много судов, развитая торговля, большой город, Софийский собор, иностранцы и т.п. На данном этапе можно обратиться к карте и актуализировать географическое положение Новгородской земли. Рекомендуется также вспомнить о строительстве Софийского собора и Ярославе Мудром. Это позволит в ходе урока опереться на имеющиеся знания учеников.

Этап изучения нового материала.

Задание. Назовите основное занятие жителей Новгорода. Как иллюстрация позволила вам ответить на вопрос? Чем вы можете объяснить тот факт, что Новгород являлся одной из самых богатых земель в период феодальной раздробленности?

Методический комментарий. Данное изображение наглядно демонстрирует

роль торговли в жизни Новгородской республики: мы видим торговые суда, рынок, иностранцев, судя по всему, заключающих торговые сделки. Предположения, сделанные на основе работы с иллюстрацией, рекомендуется подтвердить информацией из письменного источника или текста параграфа.

Этап закрепления изученного материала.

Задание. Представьте, что вы пишете учебник истории. На страницах вашего

учебника вы решили разместить данную иллюстрацию. Каким текстом об истории Новгородской республики вы будете сопровождать данную картину?

Методический комментарий. Задание направлено на то, чтобы еще раз обобщить ключевую информацию о Новгородской земле. Тексты могут содержать сведения об особенностях географического положения Новгорода, хозяйственной жизни или культуры.

Этап обобщения.

Задание. Вы ведете социальную сеть, в которой рассказываете об истории городов России. Вы написали пост об истории Новгорода и разместили данное изображение. Предложите 5 хештегов, которыми вы сопроводите публикацию.

Методический комментарий. Данная форма задания очень хорошо воспринимается учениками. При этом оно содержит и функцию рефлексии, так как в хештегах можно отразить не только то, что ты усвоил на уроке, но и свое отношение и эмоциональное состояние.

 

 

     Подобные иллюстрации настолько богаты, что могут использоваться в течение всего урока, а не только на конкретном этапе. В ходе урока могут применяться и другие иллюстративные и письменные источники, но при этом внимание учащихся постоянно обращается на данную картину. Для работы можно использовать задания, предложенные выше.

Малкина Т.Н.

 (по материалам «Современные технологии и практики  преподавания истории и обществознания  в контексте управления качеством образования»: Сборник учебно-методических материалов / А.М.Апостолова, А.А.Сорокин, А.В.Половникова, А.А.Козлова, Н.Н.Маслова, С.И.Чепурных – М: Книгодел, 2023)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.