Рекомендации педагогам по ранней профориентации

 «Ранняя профориентация имеет профориентационный характер,

но кроме информации о разнообразии мира профессий,

 ребенку важно попробовать самому поучаствовать в труде взрослых»

Н.С. Пряжников

   Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для  ребенка, так и для родителей. Задача педагога – грамотно помочь ученику и родителям в этом непростом деле.

Дошкольный возраст – первоначальный период профессионального и личностного самоопределения, когда появляется эмоциональное предвосхищение последствий собственного поведения и самосознания.

Структурные компоненты процесса профессиональной ориентации

составляют единый цикличный процесс

Диагностический компонент, предполагающий оценку индивидуальный способностей и направленности познавательных интересов ребенка;

Информационный компонент, предполагающий организацию целенаправленной работы по формированию у детей системы знаний о профессиях и ценностного отношения к труду, миру профессий и трудящемуся человеку;

Консультационный компонент, предполагающий сопровождение ребенка в процессе сопровождения мира профессий.

С помощью чего осуществлять раннюю профориентацию?

Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах, привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

– технология проектной деятельности;

– педагогическая технология организации сюжетно – ролевых игр;

– технология интегрированного обучения;

– информационно- коммуникативные технологии.

Формы активности детей, реализующих раннюю профориентацию, должны обеспечить каждому ребенку возможность:

– «примерить» к себе различные виды профессиональной деятельности,реализуя детские виды деятельности;

– «попробовать» действовать как взрослый, как представитель профессии с соответствующими орудиями труда, поупражняться в этих действиях и получить соответствующий результат;

– осуществить деловое сотрудничество с партнерами в совместной деятельности, моделирующей профессиональные отношения с субъектами труда;

– «прочувствовать и осмыслить» полученный опыт;

– применить сформированный опыт в самостоятельной деятельности.

Ранняя профориентация – стадия допрофессионального развития

Накопление знаний;

– Развитие интереса к профессиям;

– Развитие игровых профессиональных умений – проб;

– Накопление опыта применения знаний.

Младшешкольный возраст – характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых професиях.

Система мер, способствующая профессиональному самоопределению личности

  1. Профориентация через учебные предметы
  2. Внеурочная профориентационная работа

– виртуальные экскурсии;

– беседы со специалистами;

– LEGO – технологии;

– коммуникативные игры;

– проекты, конкурсы, выставки;

– исследовательские работы;

– привлечение к кружковой деятельности;

– классные часы, внеклассные занятия.

  1. Профориентационная работа с родителями.

В зависимости от особенностей характера ребенка, его особенностей и темперамента у него начинает провялятся интерес к определенным профессиям. Педагог должен помочь родителям разобраться с особенностями ребенка и его желаниями.

Подростковый возраст

  В подростковом возрасте педагогами организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда. В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать педагогическую поддержку, он должен знать, что в любой момент может обратиться к педагогу за помощью.

Стратегия выбора профессии

1.Хочу

  Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день

2.Могу

   Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить  выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

3.Надо

 Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность

         В формировании готовности учащихся к выбору профессии педагог  реализует следующие условия:

  – Ознакомление учащихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе (привлечение к этой деятельности родителей, изучение профессий родителей, профессионального пути известных в своей области людей);

–  оказание помощи учащимся в осознании личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в различных профессиях (в том числе через профориентационные игры);

– активизация целенаправленной самостоятельной деятельности учащихся, развитие интересов, склонностей и возможностей (в кружках и секциях, во внеурочной деятельности);

– тесная взаимосвязь в вопросах профориентации школы с учебными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона (экскурсии, посещение «Дней открытых дверей»);

– включение в профориентационную работу с учащимися 9-11 классов тем «Пути получения профессии», «Анализ современного рынка труда».

С целью профилактики ошибок выбора профессии педагог:

 – Формирует у ученика потребность постоянно развиваться, осваивать новые виды деятельности. Это связано с изменчивостью современного мира профессий;

– В мотивах выбора профессий учит отдавать предпочтение учёту своих интересов,  способностей. Так как желания, потребности, возможности  изменчивы, основой при выборе профессии являются профессионально важные качества человека;

– Изучая профессиональный путь кумира, развивая у учащихся рефлексию, учит видеть черты сходства и различия при сравнении себя с другими. Таким образом, учащийся при выборе профессии учится видеть, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не внешность,  образ жизни человека, который занимается данным видом деятельности;

– При знакомстве с профессией обращает внимание на её плюсы и минусы, исключая таким образом, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии;

– При изучении школьных предметов разъясняет, какие реальные  занятия и профессии за этим предметом стоят;

– В урочной и внеурочной деятельности формирует потребность в самоизучении, саморазвитии;

– Помогает учащимся разбираться в огромном море информации о профессиях, современном рынке труда, в изучении своих интересов и склонностей.

 

Методы стимулирования профориентационной деятельности.

 

Профессиональнообразовательное информирование

Обеспечение адресатов (обучающихся и их родителей) информацией, необходимой для ориентации в профориентационно значимом пространстве, обоснованного, осознанного самоопределения и грамотного построения личного профессионального плана класс и др.).

  Сеанс информации (классный час, родительское собрание, лекция и др). Встреча с профессионалом. Презентация контекста (экскурсия, День открытых дверей / турникетов, тест драйв студенческой жизни, мастер –классы. Наглядные материалы. Интернет-ресурсы.

Обучение самоопределению

Формирование и развитие у обучающихся компетенций профессионального самоопределения Ведение учебного курса предпрофильной подготовки по направлению «профориентация»;

  Профориентационная диагностика. Наставничество. Социально-психологический тренинг. Активизирующие методики профконсультирования. Ролевые и деловые игры. Развивающая диагностика. Дневник самоопределения.

Практикоориентированная поддержка профессионального выбора

Включение самоопределяющегося человека в практическую деятельность, результатом которой являются:

 – создание профориентационно –  значимого продукта, субъективно и объективно оцениваемого как успешный, и по этой причине способного выступать основанием для профессионального выбора и личностно значимого опыта участия в трудовой деятельности;

– профессиональные пробы (в форме территориального сетевого цикла профпроб);

 – предпрофессиональное и профессиональное обучение. Практико-ориентированные проекты. Метод кейсов. Предпринимательские практики (ученические/студенческие фирмы, бизнес-инкубаторы и др.). Социальные практики и волонтёрство.

Профориентационный нетворкинг

Формирование системы актуальных и перспективных связей, значимых для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения обучающихся, в системе «обучающийся – родители – работодатель».

 Коммуникативная площадка (в т.ч. коворкингпрофориентационной направленности). Нетворкинг – сессия. Ярмарка вакансий.

Интеграция и ивент

Достижение синергетического эффекта от совместного использования различных форм профориентационной работы, в сочетании с особой «вдохновляющей средой» (ивент-средой).

Профориентационные форумы и фестивали. Профессиональные конкурсы для школьников.

Баракина О.С., педагог психолог «ГБУ ДПО Похвистневский Ресурсный центр».

Милованова Л.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к ранней профориентации младших школьников// Современные проблемы наук и образования.-2017.№ 4.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.