«Ранняя профориентация имеет профориентационный характер,
но кроме информации о разнообразии мира профессий,
ребенку важно попробовать самому поучаствовать в труде взрослых»
Н.С. Пряжников
Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для ребенка, так и для родителей. Задача педагога – грамотно помочь ученику и родителям в этом непростом деле.
Дошкольный возраст – первоначальный период профессионального и личностного самоопределения, когда появляется эмоциональное предвосхищение последствий собственного поведения и самосознания.
Структурные компоненты процесса профессиональной ориентации
составляют единый цикличный процесс
Диагностический компонент, предполагающий оценку индивидуальный способностей и направленности познавательных интересов ребенка;
Информационный компонент, предполагающий организацию целенаправленной работы по формированию у детей системы знаний о профессиях и ценностного отношения к труду, миру профессий и трудящемуся человеку;
Консультационный компонент, предполагающий сопровождение ребенка в процессе сопровождения мира профессий.
С помощью чего осуществлять раннюю профориентацию?
Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах, привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.
– технология проектной деятельности;
– педагогическая технология организации сюжетно – ролевых игр;
– технология интегрированного обучения;
– информационно- коммуникативные технологии.
Формы активности детей, реализующих раннюю профориентацию, должны обеспечить каждому ребенку возможность:
– «примерить» к себе различные виды профессиональной деятельности,реализуя детские виды деятельности;
– «попробовать» действовать как взрослый, как представитель профессии с соответствующими орудиями труда, поупражняться в этих действиях и получить соответствующий результат;
– осуществить деловое сотрудничество с партнерами в совместной деятельности, моделирующей профессиональные отношения с субъектами труда;
– «прочувствовать и осмыслить» полученный опыт;
– применить сформированный опыт в самостоятельной деятельности.
Ранняя профориентация – стадия допрофессионального развития
– Накопление знаний;
– Развитие интереса к профессиям;
– Развитие игровых профессиональных умений – проб;
– Накопление опыта применения знаний.
Младшешкольный возраст – характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых професиях.
Система мер, способствующая профессиональному самоопределению личности
- Профориентация через учебные предметы
- Внеурочная профориентационная работа
– виртуальные экскурсии;
– беседы со специалистами;
– LEGO – технологии;
– коммуникативные игры;
– проекты, конкурсы, выставки;
– исследовательские работы;
– привлечение к кружковой деятельности;
– классные часы, внеклассные занятия.
- Профориентационная работа с родителями.
В зависимости от особенностей характера ребенка, его особенностей и темперамента у него начинает провялятся интерес к определенным профессиям. Педагог должен помочь родителям разобраться с особенностями ребенка и его желаниями.
Подростковый возраст
В подростковом возрасте педагогами организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда. В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать педагогическую поддержку, он должен знать, что в любой момент может обратиться к педагогу за помощью.
Стратегия выбора профессии
1.Хочу
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день
2.Могу
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
3.Надо
Обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность
В формировании готовности учащихся к выбору профессии педагог реализует следующие условия:
– Ознакомление учащихся с различными профессиями, особенно с упором на профессии, востребованные в современном обществе и в данном регионе (привлечение к этой деятельности родителей, изучение профессий родителей, профессионального пути известных в своей области людей);
– оказание помощи учащимся в осознании личностных склонностей, способностей и возможностей их реализации в различных профессиях (в том числе через профориентационные игры);
– активизация целенаправленной самостоятельной деятельности учащихся, развитие интересов, склонностей и возможностей (в кружках и секциях, во внеурочной деятельности);
– тесная взаимосвязь в вопросах профориентации школы с учебными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, а также ведущими научными организациями и производственными предприятиями региона (экскурсии, посещение «Дней открытых дверей»);
– включение в профориентационную работу с учащимися 9-11 классов тем «Пути получения профессии», «Анализ современного рынка труда».
С целью профилактики ошибок выбора профессии педагог:
– Формирует у ученика потребность постоянно развиваться, осваивать новые виды деятельности. Это связано с изменчивостью современного мира профессий;
– В мотивах выбора профессий учит отдавать предпочтение учёту своих интересов, способностей. Так как желания, потребности, возможности изменчивы, основой при выборе профессии являются профессионально важные качества человека;
– Изучая профессиональный путь кумира, развивая у учащихся рефлексию, учит видеть черты сходства и различия при сравнении себя с другими. Таким образом, учащийся при выборе профессии учится видеть, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не внешность, образ жизни человека, который занимается данным видом деятельности;
– При знакомстве с профессией обращает внимание на её плюсы и минусы, исключая таким образом, увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии;
– При изучении школьных предметов разъясняет, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят;
– В урочной и внеурочной деятельности формирует потребность в самоизучении, саморазвитии;
– Помогает учащимся разбираться в огромном море информации о профессиях, современном рынке труда, в изучении своих интересов и склонностей.
Методы стимулирования профориентационной деятельности.
Профессиональнообразовательное информирование
Обеспечение адресатов (обучающихся и их родителей) информацией, необходимой для ориентации в профориентационно значимом пространстве, обоснованного, осознанного самоопределения и грамотного построения личного профессионального плана класс и др.).
Сеанс информации (классный час, родительское собрание, лекция и др). Встреча с профессионалом. Презентация контекста (экскурсия, День открытых дверей / турникетов, тест драйв студенческой жизни, мастер –классы. Наглядные материалы. Интернет-ресурсы.
Обучение самоопределению
Формирование и развитие у обучающихся компетенций профессионального самоопределения Ведение учебного курса предпрофильной подготовки по направлению «профориентация»;
Профориентационная диагностика. Наставничество. Социально-психологический тренинг. Активизирующие методики профконсультирования. Ролевые и деловые игры. Развивающая диагностика. Дневник самоопределения.
Практикоориентированная поддержка профессионального выбора
Включение самоопределяющегося человека в практическую деятельность, результатом которой являются:
– создание профориентационно – значимого продукта, субъективно и объективно оцениваемого как успешный, и по этой причине способного выступать основанием для профессионального выбора и личностно значимого опыта участия в трудовой деятельности;
– профессиональные пробы (в форме территориального сетевого цикла профпроб);
– предпрофессиональное и профессиональное обучение. Практико-ориентированные проекты. Метод кейсов. Предпринимательские практики (ученические/студенческие фирмы, бизнес-инкубаторы и др.). Социальные практики и волонтёрство.
Профориентационный нетворкинг
Формирование системы актуальных и перспективных связей, значимых для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения обучающихся, в системе «обучающийся – родители – работодатель».
Коммуникативная площадка (в т.ч. коворкингпрофориентационной направленности). Нетворкинг – сессия. Ярмарка вакансий.
Интеграция и ивент
Достижение синергетического эффекта от совместного использования различных форм профориентационной работы, в сочетании с особой «вдохновляющей средой» (ивент-средой).
Профориентационные форумы и фестивали. Профессиональные конкурсы для школьников.
Баракина О.С., педагог психолог «ГБУ ДПО Похвистневский Ресурсный центр».
Милованова Л.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к ранней профориентации младших школьников// Современные проблемы наук и образования.-2017.№ 4.