Интересный урок — это урок, на котором дети не устают, а их внимание к тому, что на уроке происходит, держится довольно долго. Добиться этого — особое искусство педагога, ведь хорошо известно, что с каждым новым поколением у детей снижается способность концентрироваться. Как предотвращать детскую усталость? Что же можно сделать особенного для предотвращения детской усталости?
- В первую очередь, научиться «чувствовать класс».
Научить этому невозможно. Это особое педагогическое чувство приходит только с опытом работы. А для этого нужно постоянно практиковать свою наблюдательность, стараться распознавать, кто из детей устал, у кого снижена концентрация внимания, кто проявляет излишнюю возбудимость. И самое главное — фиксировать, после чего это происходит, какой материал, какая форма работы, какой темп и тембр голоса учителя проводят к таким негативным последствиям?
- Научившись это распознавать, можно пробовать использовать различные профилактические приемы:
— изменять тембр, темп, ритм речи, делать смысловые паузы;
— менять позу или место нахождения в кабинете;
— менять виды деятельности детей, используя, например, групповую работу, игры или дискуссии;
— переключать внимание детей шутками или, напротив, предельной серьёзностью;
— задавать неожиданные вопросы по ходу объяснения нового материала: это держит ребят в тонусе.
- Неплохой способ профилактики усталости — ставить в кабинете 1–2 парты, за которыми можно было бы работать стоя, и разрешать желающим время от времени занимать эти особенные места. Это хорошая возможность для некоторых детей переключиться и снять напряжение.
- В любом классе есть дети, которые устают больше других. Бывает, что кто-то из детей ведет себя на уроке не так, как обычно: выглядит «вялым», грустным, подпирает голову руками, не может усидеть на месте… В таких ситуациях учителю важно проявить участие: поинтересоваться, всё ли в порядке, и в случае необходимости — проявить заботу и оказать помощь. Причиной такого необычного поведения ребенка может быть самое обычное недосыпание. Но ситуация может быть и более серьезной, если речь идет о начальной стадии какого-либо заболевания. О подобных ситуациях, возникающих на уроке, должен быть извещен классный руководитель. И если окажется, что это не единичный случай, а тенденция, тогда требуется связь с семьей ребенка или врачом. Есть дети, которые устают на уроке по причине своей неусидчивости, гиперактивности или низкой учебной мотивации. Кроме того, что такие ребята сами легко отвлекаются от урока, они еще и склонны отвлекать внимание остальных. Разумеется, они нуждаются в особом внимании со стороны учителя. Самое простое, что можно здесь сделать, — направить их неуемную энергию в позитивное русло. Например: попросить раздать тетради с контрольными, расставить микроскопы, подготовить класс к лабораторной, помочь с использованием на уроке электронной доски.
А есть те, кто устает из-за того, что материал урока оказывается для них слишком простым. Речь, конечно, о способных учениках, опережающих в учебе остальных. Хорошо, когда учитель имеет возможность готовить дополнительный материал для таких детей, но не у всех педагогов хватает на это времени. Что же делать? Можно, например:
— организовать группу отстающих, которые хотели бы повысить уровень своих знаний и предложить наиболее одаренным ученикам проводить занятия для них;
— организовать среди таких детей клуб по интересам, где способные ребята изучали бы темы, которых нет в программе;
— подготовить презентацию по новой теме и рассказать новый материал другим ребятам;
— время от времени просить таких школьников принимать участие в составлении проверочных заданий для всего класса;
— предложить им помогать готовить рефераты ученикам более младших классов;
— дать им возможность провести консультации перед контрольной работой и т. п.
— находить для таких ребят интересные сайты, которые могли бы оказаться полезными для углубленного изучения предмета.
При желании для таких учеников можно придумать и особенные роли, которые они могут реализовывать на постоянной основе.
Например, способным ученикам, которым недостаточно того материала, который учитель дает классу, можно предложить взять на себя одну из следующих ролей.
Ассистент — это способный ученик, который может помогать учителю вести урок, выполняя отдельные временные поручения, которые касаются организации отдельных этапов урока.
Лаборант — школьник, помогающий учителю во время практических занятий, особенно на таких предметах, как физика или химия.
Дизайн-группа. Это, по сути, актив учебного кабинета. Состоящие в нем ребята могут предлагать и реализовывать свои идеи по поводу оформления кабинета, изготовления учебных пособий, создания сменных выставок по изучаемым темам, подбора медиа материалов к уроку и т. п. В этом активе могут участвовать учащиеся разных возрастов, что создает дополнительные условия для их общения в рамках познавательной деятельности.
Добытчик знаний — в большей степени эта роль подходит для детей младшего и младшего подросткового возраста. Самостоятельно или по просьбе учителя «добытчик знаний» может подбирать дополнительные материалы к уроку из Интернета, создавать тематические презентации или видеоролики.
Экскурсовод – эта роль особенно эффективна при наличии в школе собственного музея, так как в нем можно почерпнуть дополнительный материал к уроку по тому или иному предмету. Сегодня при развитой сети виртуальных музеев экскурсоводы могут проводить экскурсии и в таком, дистанционном формате.
Игровед – это роль организатора познавательных игр на уроке.
Мжельская Е.В.
(по материалам «Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие» под. ред. П.В. Степанова – М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», 2021 г.)