Рекомендации педагогам по подготовке и проведению мастер-класса
Подготовка к мастер-классу:
- Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
- Определите цели и задачи, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе в связи с темой.
- Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для участников.
- Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
- Придумайте неожиданные предметы или открытия, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
- Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
- Составьте подробный план занятия.
- Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса.
- Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
- Когда все готово — дайте команду организаторам, что можно начинать.
Проведение мастер-класса:
- Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
- Сами говорите только в микрофон (если аудитория большая) и следите, чтобы участники тоже давали ответы в микрофон (в зависимости от аудитории), чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса участников по звуку в колонках.
- Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.
- Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
- Проявляйте специфику предмета (иногда к концу мастер-класса жюри непонятен предмет преподавания).
- Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в вашу идею мастер-класса.
- Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше — не продолжайте двигаться в эту сторону.
- Старайтесь показывать не только себя, но и участников мастер-класса.
- Не бойтесь задавать трудные вопросы.
- Проведите в конце краткий анализ занятия с участниками.
Советы педагогам для успешного проведения мастер-класса:
- Помните, что если вы хотите учить других, то необходимо постоянно учиться самому. Только практическая деятельность и работа над собой помогут научиться хорошо говорить и передавать свои знания и умения другим.
- Только тогда поверят мастеру, если он живо и убежденно говорит о собственном выборе, о собственной стратегии деятельности.
- Когда говорите, помните тему мастер-класса и не отходите от нее далеко. Имейте при себе план-конспект, и если забыли мысль, не стесняясь, посмотрите в него и продолжайте свое выступление. Это лучше, чем «искать нужные слова» или же «заполнять паузу».
- Учитесь управлять аудиторией. Не давайте ей увлечь себя. Владейте всегда собой, будьте тверды и спокойны, тогда вы будете «держать» слушателей в своих руках.
- Приводите в своей речи больше фактов, примеров из собственной деятельности, поменьше употребляйте общих, ничего не значащих фраз.
- Не прерывайте спрашивающего, дайте ему высказаться. Внимательно наблюдайте за ним для того, чтобы обдумать и дать исчерпывающий ответ. Если вы не знаете, что ответить, стоит в этом признаться, пояснив свою позицию.
- Никогда не говорите слишком долго. Для успешного проведения мастер-класса важно создать ситуацию взаимодействия с аудиторией, совместного творчества, деятельности.
Мжельская Е.В.
(по материалам книги Богачевой И.В. «Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: методические рекомендации»)