Ключевой проблемой современного гуманитарного образования является низкий уровень готовности ученика старшей школы к изучению большого объема учебной и научной информации, предлагаемой для освоения программы как углубленного, так и базового уровня.
Образовательная технология
Как научить ребенка работать с информацией, добывать необходимые сведения, обрабатывать, анализировать, сравнивать их? Как привить способность аргументировать собственное мнение? На наш взгляд, в этом помогает технология активных методов обучения, ≪система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала≫
Ученику необходимо предлагать задания, направленные на развитие навыков самостоятельной работы, например, индивидуальные и групповые интерактивные задания, исследовательские и проектные работы.
Инструменты формирования
навыков работы с информацией
В первую очередь следует научить ребят понимать смысл прочитанного. Не смотря на статус ≪старшеклассника≫, большинство обучающихся не умеет улавливать смысл прочитанного. Самым простым способом в этой ситуации является чтение текста вслух. Затем необходим пересказ прочитанного с выделением главной мысли.
Для развития навыков анализа эффективна работа с рабочими листами к тексту параграфа. Они помогают ученику ориентироваться в больших объемах информации, учат видеть главное, делать сравнения, выводы и т.п. Таким образом, обучающийся структурирует имеющуюся у него информацию, систематизирует явления действительности. Визуальная форма (блоки, схемы, модули, цепочки) развивает образность и строгость мышления).
Кроме того, следует отметить такой инструмент формирования навыка работы с информацией, как практикумы, по содержанию и форме приближенные к заданиям ЕГЭ. Такого рода упражнения позволяют сформировать у обучающихся навыки работы с текстом, умение анализировать его, находить нужную информацию.
Эффективный способ формирования УУД при работе с информацией — самостоятельная визуализация школьником изученного материала, составление или построение ментальной карты. В таком задании обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно или по заранее предложенному алгоритму систематизировать большой объем информации разного содержания.
Итак, для формирования навыков работы с информацией на уроках истории и обществознания необходимо применять следующие инструменты.
- Система рабочих листов: приучает школьников к регулярной работе с информацией, позволяет сконцентрировать различные формы аналитической деятельности и контроля в рамках одной темы.
- Чтение текста вслух с последующим выделением ключевой мысли: дисциплинирует и приучает к работе с текстом (профилактика привычки ≪читать по диагонали≫), мобилизует базовый навык смыслового чтения.
- Визуализация структуры и связей: прививает навык выделения главного и второстепенного, хронологических и смысловых связей в информационном массиве.
- Анализ текста по контрольным вопросам (в формате заданий ЕГЭ): тренирует поиск смыслов в тексте, позволяет связывать прочитанный материал с иными знаниями по предмету.
Малкина Т.Н.
(по материалам «Современные технологии и практики преподавания истории и обществознания в контексте управления качеством образования»: Сборник учебно-методических материалов / под научной редакцией кандидата исторических наук А.В.Сметанина. – Пермь: Редакционно-исследовательский отдел НИУ ВШЭ, 2020)