Рекомендации педагогам. Изобразительное искусство при изучении истории

    Зачем использовать произведения искусства при изучении истории в школе? В школьных учебниках истории для сопровождения и наглядного отображения хода исторического процесса авторы привлекают произведения искусства, фотографии, фрагменты исторических источников, карты, схемы и многое другое.

    С одной стороны, это помогает разнообразить восприятие исторической информации, а с другой — адаптировать подобного рода информацию в визуальных образах для учеников. Произведения искусства в обучении истории занимают важную роль.  Иллюстрации в учебнике истории объясняют и дополняют текст с помощью наглядных образов. Произведения искусства при изучении истории — одно из самых распространенных средств наглядности в обучении.

    Функции использования произведений искусства при изучении истории: 1) дополняют и обогащают опыт учащегося, помогают усваивать исторические понятия, фиксировать с помощью образов исторические события; 2) повышают интерес и мотивацию к изучению истории; 3) развивают пространственное мышление и воображение учащегося; 4) вносят вклад в эстетическое воспитание личности. Какие произведения искусства стоит использовать при обучении истории?

    Произведения искусства при изучении истории с точки зрения дидактических целей можно условно разделить на два вида: 1) иллюстрации, непосредственно связанные с историческими событиями, т. е. конкретизирующие текст. Например, портреты исторических личностей или фотографии памятников, речь о которых идет в тексте параграфа; 2) иллюстрации, тематически связанные с историческими событиями, но которые напрямую не упоминаются в тексте. Например, трудно найти одну иллюстрацию для отображения термина «феодализм», но можно взять книжные миниатюры или картины художников, связанные с крестьянским бытом в определенную эпоху. В данном случае иллюстрации помещаются для того, чтобы расширить круг представлений, необходимых для более глубокого усвоения исторического материала. Это важно учитывать, когда иллюстрации используются для проведения самостоятельных или оценочных работ. Задания, основанные на иллюстративном материале, могут внести вклад в комплексное формирование умений. При отборе произведений искусства для сопровождения урока, создании заданий по истории стоит учитывать две группы факторов: их содержание и форму предъявления.   Общие принципы отбора произведений искусства для урока истории. По содержанию. По форме 1) Учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Подбирать изображения в соответствии с познавательными возможностями ученика. Например, карикатуры целесообразнее давать в более старших классах. 2) Учитывать содержание иллюстрации. Она должна раскрывать или сопровождать основные вопросы материала курса истории, соотноситься с текстом учебника. Например, описание событий истории России XX века целесообразно сопроводить плакатами или фотографиями того периода. 3) Проводить атрибуцию произведений искусства. Для сохранения авторских прав, научной этики стоит указывать авторство (если есть), название, время создания и т.д. 4) Понимать достоверность и условность исторической информации в произведениях искусства. Например, при описании событий истории России конца XV века стоит упомянуть ученикам, что изображения могут быть условны, так как были написаны позже событий. 1) Разнообразить представление разными видами произведений искусства. Использовать не только репродукции картин, а также скульптуры, плакаты, монеты, печати и т.д. Показать многообразие средств фиксирования исторической памяти и культуры. Дать возможность ученикам сравнить отображение исторических событий в разных исторических источниках, а также разнообразить восприятие исторической информации. 2) Использовать иллюстрации в хорошем качестве. Детали и содержание иллюстраций должны быть контрастными и достаточного размера, чтобы ученик смог их разглядеть и воспринять. Размеры иллюстрации не должны искажать ее содержания, т.е. она не должна быть слишком большой или слишком маленькой. Например, изображение печатей или монет стоит дать чуть крупнее их реального размера для удобства восприятия. А, допустим, фресковую живопись в храмах стоит давать отдельными крупными фрагментами, а не всю композицию целиком. 3) Учитывать объем и количество иллюстраций, дозировать их применение. Не рекомендуется излишне визуализировать всё содержание и объем текста. Стоит делать акцент на наиболее существенных исторических терминах, личностях, событиях и т.д. Следовательно, при отборе произведений искусства для сопровождения процесса обучения истории стоит учитывать уместность их использования для данного возраста учеников. Важно использовать произведения искусства в соответствии с изучаемой темой и не перенасытить визуальный ряд большим количеством иллюстраций. Целесообразно не забывать использовать изображения, которые авторы и редакторы дают в учебниках истории и учебных пособиях для школы.

    Как работать с произведениями искусства на уроках истории? Существуют разные подходы и приемы к работе с произведениями искусства на уроках истории. Один из самых известных методов — это анализ произведений живописи.

   При работе с картиной сначала проводится подготовка к ее восприятию, т.е. можно обсудить с учениками название, время создания, смысл демонстрации к данной исторической информации. Затем идет первичное восприятие произведения: что изображено на картине? где происходит действие? когда происходят описываемые события? Затем приступить к отдельным деталям: какие признаки дают представления об эпохе/человеке? и т.д. После анализа содержания изображения можно поговорить с учениками о достоверности изображения, насколько верно автор отобразил исторические реалии и т.п. Для подкрепления аргументов учеников можно дать фрагменты исторических источников и попросить сравнить их с изображением. Также целесообразно сравнить отображение одного и того же события или личности в разных видах искусства. Например, посмотреть отличия и схожесть книжной миниатюры с портретом царя XVII века и работ Виктора Васнецова и Михаила Герасимова, посвященных Ивану IV. Комплексная работа с произведениями искусства способствует развитию критического мышления, умения анализировать историческую информацию, умения сравнивать разные знаковые системы, источники информации, а также умения высказывать точку зрения и аргументировать ее.

Малкина Т.Н.

 (по материалам «Современные технологии и практики  преподавания истории и обществознания  в контексте управления качеством образования»: Сборник учебно-методических материалов / А.М.Апостолова, А.А.Сорокин, А.В.Половникова, А.А.Козлова, Н.Н.Маслова, С.И.Чепурных – М: Книгодел, 2023)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.