Рекомендации педагогам. ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Особенностью формирования исторических знаний обусловлено тем, что историческую действительность невозможно увидеть. Поэтому важным элементом урока истории должны выступать наглядные средства обучения. Это позволит учителю сформировать правильные, точные исторические представления. Одним из видов наглядности, используемых на уроках истории, является карта.

   Историческая карта показывает все события в развитии. На ней можно увидеть и проследить, как возникало государство, как менялись его границы во времени, передвижения войск, основные сражения, торговые пути и многое другое.

   Как особый вид исторической карты, следует отметить контурную карту. Контурные карты могут использоваться при изучении нового материала, его закреплении, при поверке историко-географических знаний и картографических умений учащихся.

   С распространением технических средств обучения появляется еще один вид карт – интерактивные. Их отличительной особенностью то, что она «работает в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия пользователя и компьютера, представляющую собой визуальную информационную систему» . При работе с такой картой есть возможность вносить свои данные на нее, например, флажки или границы для обозначения исторического события, приближать необходимый фрагмент карты.

   Работа с исторической картой на уроках предполагает использование разнообразных приемов. При этом работа с картой не должна сводиться только к показу каких-либо событий при изучении новой темы. Историческая карта также должна применяться на других этапах урока таких, как закрепление, домашнее задание и опрос. В деятельности самого учителя основными являются приемы работы с настенной картой (или ее крупного изображения при помощи технических средств обучения), что позволяет ему успешно раскрыть учебное содержание курса истории. Параллельно учитель руководит деятельностью учащихся, которые работая с настенной картой, атласами, контурными картами приобретают историко-географические знания и картографические умения. При первичном показе местоположения государства или конкретного исторического события учитель сначала локализует его на карте, т. е. относит к какой части света и континента находится страна (Древний Египет находится в северо-восточной части Африки). Далее он последовательно, начиная с севера (север – запад – юг – восток), описывает границы государства, ориентируя учеников на знакомые им географические объекты (на севере граница Египта – Средиземное море и т. д.). Первичный показ на настенной карте населенного пункта начинается со словесного описания его местоположения в регионе страны (древний Новгород располагался на северо-западе Руси), а затем уточняются его географические ориентиры (Новгород расположен на берегу реки Волхов, недалеко от места, где река вытекает из оз. Ильмень).

   В 5 классе формирование картографических умений следует начинать с простых, но основных умений, таких как:

 читать легенду исторической карты;

 показывать по карте стороны света;

 показывать по карте исторические объекты;

 отличать контуры изучаемой страны;

 заполнять контурную карту.

   На основе этих простых умений в 6 классе следует формировать умения отвечать на вопросы по карте, сравнивать географическую и историческую карты, сравнивать исторические карты, соотносить текст параграфа или исторического документа с исторической картой.

   К 7 классу должны быть сформированы основные картографические умения такие как:

 использовать карту при ответе (показывать границы государства, показывать исторические объекты по карте, показывать направления военных походов, ход военных действий, реки, главные населенные пункты, страны);

 пользоваться картой-схемой сражений при ответе;

 заполнять контурную карту на основе текста исторического документа;

 прослеживать динамику развития событий по карте;

 определять с помощью карты причинно-следственные связи.

   В 8 и 9 классе, с опорой на сформированные картографические умения, формируются иные сложные картографические умения:

 соотносить карту и другие источники знаний;

 использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

 использовать карту как источник знаний.

   В старших классах продолжается формирование картографических умений на основе сформированных ранее, это могут быть такие умения как:

 использование карты как источника знаний при написании исторического сочинения, составлении доклада или разработки проекта;

 анализ представленной информации на исторической карте;

 использование электронных программ для составления своей исторической карты для конкретного события.

Сложным умением считается сравнение исторических карт. Возможные задания для учащихся:

 Сравнение исторических объектов на одной исторической карте: в 6 классе в ходе изучения темы «Московское государство и его соседи во второй половине XV века» учащимся можно предложить следующие задания по карте «Российское государство во второй половине XV – начале XVI в.»:

  1. Покажите территорию Московского государства в начале правления Ивана III.
  2. Покажите, какие территории вошли в состав Российского государства в его правление.
  3. Во сколько увеличилась территория Российского государства с середины XV века до начала XVI века.

   В 7 классе по теме «Экономическое развитие России в XVII в.» предлагается сравнить исторические карты «Экономическое развитие России в XVII в.» и «Российское государство к концу XVI в.» выполнив задания:

  1. Как изменились территории распространения земледелия.
  2. Какие новые промышленные центры появились в XVII веке.
  3. Какие новые города и центры торговли.

В старших классах учащимся можно давать задание на сравнение карт, где они самостоятельно будут выделять критерии сравнения.

   Наиболее сложный вид картографических умений – это работа учащихся с контурной картой. Контурная карта выступает средством усвоения и закрепления исторического материала, а также формирования у учащихся картографических умений.

   При работе с контурной картой можно выделить следующие этапы:

  1. учитель объясняет учащимся, что такое историческая контурная карта, в чем ее отличие от географической контурной карты, ее значение и каковы обозначения, которые используются при ее заполнении (это важный этап, без освоения которого учащиеся не смогут правильно выполнять задания);
  2. заполнение контурной карты с использованием исторической карты в учебнике под руководством учителя;
  3. заполнение контурной карты с использованием настенной исторической карты (в том числе интерактивной);
  4. заполнение контурной карты по памяти.

Работа учащихся с контурной картой на уроках истории должна начинаться с заданий репродуктивного характера (они представлены почти во всех учебных пособиях с контурными картами). Это задания: обведите границы такого-то государства в таком-то веке, закрасьте территорию расселения такого-то народа, подпишите название столицы такого-то государства в таком-то веке, подпишите крупные центры промышленности на территории того-то государства в таком-то году и т.д. Например, по теме «Древнее Двуречье» в 5 классе заполняется контурная карта со следующими заданиями:

  1. Обведите жирным и подпишите моря (Средиземное, Черное и Каспийское) и реки Тигр и Ефрат, на берегах которого возникла шумерская цивилизация. Подпишите крупные города-государства
  2. Закрасьте разными цветами территории государств на территории Древнего Междуречья.

    В 6 классе по теме «Образование варварских королевств» можно заполнить соответствующую контурную карту, выполнив следующие задания:

  1. Обведите жирным и подпишите крупные реки (Дунай, Луара, Рейн, Одер, Днепр, Волга) и моря (Северное, Балтийское, Средиземное, Черное).
  2. Обведите территории государств возникших в Европе после распада Римской империи. Подпишите названия крупных городов.
  3. Нанесите на карту направления движения народов: гуннов, германцев, славян
  4. Оформите легенду карты.

   При этом задания данного типа продолжают использоваться во всех классах и на всех этапах работы с контурной картой, так как они выступают основой усвоения исторических знаний и выполнения заданий преобразующего и творческого характера.    Задания преобразующего характера к контурной карте предполагают работу не только с исторической картой, но и другими источниками исторической информации. Возможны следующие типы заданий преобразующего характера:

1.Заполнение контурной карты на основе текста учебника. Например, по тексту параграфа «Древнее Двуречье», можно предложить учащимся следующие задания: прочитав текст параграфа, продолжите заполнение контурной карты, нарисуйте животных, выращиваемые растения, которые упомянуты в параграфе (можно с использованием условных обозначений).

  1. Использование текста исторического документа при заполнении контурной карты. Например, по теме «Правление князя Владимира. Крещение Руси»: используя текст «Повести временных лет» и текст параграфа учебника отметьте на контурной карте вероисповедание соседей Древней Руси. Предположите, почему Владимир сделал выбор в пользу православия; в 7 классе по теме «Великие географические открытия и их последствия»: используя текст документа «О планах работорговли из писем Колумба королям от 18 октября 1498 года» отметьте на контурной карте европейские территории, где большой спрос на а) рабов, б) на красящее дерево, чем можно объяснить такие предпочтения покупателей; в 8 классе по теме «Внешняя политика Екатерины II»: используя текст документа «Ясский мирный договор», отметьте на контурной карте результаты русско-турецкой войны 1787–1791 гг.
  2. Заполнение контурной карты параллельно с объяснением учителя новой темы. В качестве примера можно предложить в 7 классе по теме «Распространение Реформации в Европе» следующее задание: по ходу изложения учителя, ориентируясь на настенную карту, отметьте на контурной карте основные события этого периода, для 8 класса по теме «Северная война 1700–1721 гг.» можно предложить аналогичное задание.

    Задания творческого характера к контурной карте предполагают работу самостоятельную работу учащихся с контурной картой. Примером, такой работы может быть – постановка вопросов к контурной карте. Например, в 10 классе по теме «Первая мировая война» можно предложить учащимся на основе текста параграфа составить вопросы для заполнения контурной карты, особо отметив, что сложные вопросы будут оцениваться отдельно. После составления вопросов учащимся необходимо обменяться контурными картами и выполнить предложенные задания другими учащимися. Это задание позволит учащимся проявить свои умения работать с текстом параграфа и ставить вопросы, а также проявить свою фантазию, что поможет активизировать их деятельность на уроке.

   Большое разнообразие видов работы с использованием исторической карты позволяет учителю успешно формировать у учащихся исторические знания и картографические умения. В тоже время, если учитель будет применять однотипные задания (покажите на карте границы, проследить движение войск и т. п.) без усложнения заданий, то это приведет к падению интереса учащихся к работе с исторической картой и не позволит сформировать у них более сложные картографические умения (сравнивать, использовать историческую карту как источник знаний). Отсутствие систематической работы с контурной картой может привести к тому, что у учащихся не будут в полной мере сформированы картографические умения. Заполнение контурной карты учащимися только в рамках домашнего задания не позволит учителю проводить своевременную коррекцию формирующихся картографических умений учащихся.

Малкина Т.Н.

(по материалам «Актуальные проблемы преподавания истории в различных типах образовательных организаций. Коллективная монография. Ч. 8 / Отв. ред. д.и.н., проф., Л.В. Алексеева. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. 134 с.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.