Как бы мы не ограждали ребенка, но однажды это может случиться. К вашему ребенку подойдут – и предложат попробовать наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «попробуй – и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты уже взрослый». К такой встрече ребенка надо готовить уже заранее.
Воспользуйтесь некоторыми простыми рекомендациями, которые многократно испробованы педагогами и родителями во всем мире и доказали свою эффективность.
РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ О НАРКОТИКАХ И АЛКОГОЛЕ
Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках – первая ступень помощи детям. Использование информации поможет в разговоре с ребенком. Помните, что нет возраста, когда ребенок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед в установлении отношений доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ
Ребенок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь найти вместе с ним выход их проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную о ребенка, во вред ему. Оговаривайте с ребенком те случаи, которые дают вам право поступить вопреки его желанию (например: информацию о готовящемся преступлении и т.д.).
ДАВАЙТЕ СОВЕТЫ, НО НЕ ДАВИТЕ СОВЕТАМИ
Учитывая знания о подростковом возрасте, о потребностях вырваться из – под диктата взрослых, при беседе необходимо соблюдать такт и предоставлять ребенку возможность выбора.
ПОДУМАЙТЕ О СВОЕМ ПРИМЕРЕ
Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, спиртными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие «невинные « пороки требуют объяснения ребенку.
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ В РЕБЕНКЕ САМОУВАЖЕНИЕ И ПОДУМАЙТЕ О ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Это самое важное и трудное.
Все советы в большей степени относятся к предупреждению развития наркомании. Проблема преодоления кризисов взросления обусловлена потребностью – быть, состояться как личность, самореализоваться. Если бы не было в человеке этой потребности, то не был бы возможен никакой прогресс. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения, в чьей жизни образовался вакуум: дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Чем больше у ребенка сформировано чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать «нет» в ответ на предложение испытать новые ощущения, стать взрослее и быть таким, как все.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ по материалам книги «Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей» под ред. Л.М Шипицыной и Е.И.Казаковой –Издательство «Образование Культура», 2002.