Рекомендации для педагогов. Использование традиций на уроке

Заводите на вашем уроке маленькие, но привлекательные для детей традиции. Это тоже сделает урок интереснее, привнесет в него что-то новое, придаст ему оригинальности.

  1. «Урок наоборот».

В конце каждого учебного года можно проводить «Урок наоборот». Учитель говорит детям о том, что сегодня тот самый день, когда каждый из них может задать ему любой вопрос. Это может быть вопрос по изученным или неизученным темам, личный вопрос, философский вопрос. Конечно, проводя такой урок, учитель должен быть уверен в том, что у него с классом установлены доверительные и уважительные взаимоотношения и риск получить от ребят некорректные вопросы минимален. Только в этом случае можно попробовать. Итак, учитель заранее готовит небольшие одинаковые листочки, которые раздает детям. На них желающие пишут свой вопрос учителю, сворачивают эти листочки и опускают их, например, в шляпу. Вопрос может быть как анонимным, так и подписанным. Педагог вынимает из шляпы записку, читает вопрос и отвечает на него экспромтом. Чтобы успеть ответить на все вопросы, время ответа на каждый может быть не более одной минуты. «Урок наоборот» может стать поводом для учителя не только вернуться к тем или иным учебным темам, но и поразмышлять вместе с детьми над сложными жизненными проблемами, которые наверняка будут отражены в детских вопросах. Не на все вопросы учитель, разумеется, сможет ответить – и здесь нужно честно сказать об этом,

объяснить, почему это в данный момент невозможно. Честность, открытость, готовность к диалогу – важные условия успеха такого урока.

  1. «Новогоднее поздравление».

 Перед новогодними каникулами учитель может устроить небольшое тематическое («физическое», «химическое», «историческое» и т. п.) поздравление своим ученикам. Для этого нужно приготовить интересные цитаты, принадлежащие тем людям, о которых шла речь на уроках в этом году, — известным физикам, химикам, историческим деятелям, литературным персонажам. Важно, чтобы эти цитаты были со смыслом, заставляли задуматься, придавали детям уверенности в своих силах, просто поднимали настроение. Затем написать их на красивой бумаге, свернуть, перевязать и вручить школьникам. Можно предложить ребятам самим вытянуть то или иное поздравление.

  1. «Союз спасения».

 У многих учителей традицией становится создание на своих уроках своеобразных шефских пар «отличник — неуспевающий». Это делается с целью немного подтянуть отстающих учеников. Мы предлагаем усовершенствовать эту традицию, придав ей немного большую привлекательность. Итак, отличник и слабо успевающий ученик садятся за одну парту. На уроке первый тихонечко (чтобы не отвлекать других детей) помогает второму усвоить новый материал, ответить на вопросы, который задает учитель, и все такое. Помощь со стороны отличников должна компенсироваться неуспевающими учениками взаимной помощью — в том, что, возможно, отличник делать не умеет, но хочет научиться. Например, ему можно помочь с настройкой его собственных гаджетов, помочь освоить новую компьютерную игру, а потом и сыграть в нее вдвоем, его можно научить ездить на велосипеде или ловить рыбу. Есть много чего полезного, что умеют делать слабоуспевающие ученики.

  1. «Адвокат дьявола».

На уроке всегда встречаются дети, которые занимают не всегда удобную для учителя позицию «совсем и во всем несогласных». Часто такую позицию занимают начитанные, эрудированные дети, склонные к критическому мнению. Это часто мешает не только учителю, но и другим детям. Минимизировать такую проблему и конструктивно вовлечь таких детей в урок поможет институциализация такой критической позиции. Можно, например, для такого ребенка ввести на уроке специальную роль “Адвокат дьявола”. Объясните детям, что это такое и откуда взялось такое необычное название. А затем предложите ребенку побыть в этой роли несколько уроков. Его задача — всегда представлять противоположную сторону изучаемых на уроке открытий, событий, идей. Объявляя тему следующего урока (при наличии в нем содержания, открытого для критического осмысления), можно попросить школьника подготовить и изложить противоположный взгляд на то или иное изучаемое явление. Выступление не должно занять более 1 или 2 минут. Для качественного представления своего альтернативного мнения ученику потребуется дополнительная углубленная работа, а остальным ученикам это даст представление о том, что не все в этом мире однозначно.

  1. «Афоризм дня».

На каждом уроке в его начале или по окончании учитель размещает на доске (обычной или электронной) нетривиальный афоризм, связанный с данным учебным предметом или, что лучше, – с темой данного урока. А затем предлагает школьникам высказать свои суждения, свое понимание этого афоризма, свои мысли, появившиеся в связи с ним. Если нет на это времени, то можно просто устроить рейтинговое голосование за каждый из таких афоризмов, а в конце четверти создать, например, список «Топ — 5 лучших афоризмов от … класса». В качестве примера приведем несколько таких афоризмов для двух, пожалуй, самых «афоризмоемких» учебных предметов –  обществознания и физики.

Обществознание.

«Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения» (И. Сеченов).

«Если ты получаешь доход, не зарабатывая его, то, наверное, кто-нибудь работает, не получая дохода» (Маймонид).

«Успех — дело случая. Это вам скажет любой неудачник» (Э. Уилсон).

«Бездарность с лихвой уравновешивается послушанием» (С. Довлатов).

«То, чему мы учимся в школах и университетах, — это не образование. Это способ получить образование» (Р. Эмерсон).

Физика.

«Самый печальный аспект сегодняшней жизни заключается в том, что наука получает знания гораздо быстрее, чем общество приобретает мудрость» (А. Азимов).

«То, что мы называем прогрессом, представляет собой замену одной неприятности другою» (Г. Эллис).

«Два элемента, которые наиболее часто встречаются во Вселенной, – водород и глупость». (Ф. Заппа).

«Человек молод, пока он еще не боится делать глупости». (П. Капица).

Мжельская Е.В.

(по материалам «Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие» под. ред. П.В. Степанова – М.: ФГБНУ

«Институт стратегии развития образования РАО», 2021 г.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.