В ст.13 п.10 ФЗ «Об образовании в РФ» указывается, что «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Однако необходимо отслеживать наличие и качество учебного плана. В соответствии со ст. 2 п.9. и ст. 12 п.5, п.6. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность … с учетом примерных программ…в соответствии с ФГОС … и … представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов…
Важно, что в примерной программе дошкольного образования отсутствуют форма и содержание учебного плана ДОО. Такие формы есть в вариативных программах. Обращаем внимание, что самая популярная в Самарском регионе Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, как и другие вариативные программы, не являются примерными, так как согласно ФЗ «Об образовании в РФ» Ст.12 п.10 «Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой». В данной системе (сайт fgosreestr.ru) размещена только одна примерная программа дошкольного образования (кроме детей с ОВЗ). Она одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная деятельность п.2.6: Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
П. 2.7: Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка):
- в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
- в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Следовательно, учебный план дошкольной образовательной организации должен включать в себя все виды детской деятельности по ФГОС (хотя возможна реализация некоторых видов детской деятельности не через непосредственно образовательную (специально организованную) деятельность, а в режимных моментах, вне сетки, вне учебного плана), их количество регулируется согласно российскому законодательству только требованиями САНПИН, а трудоемкость и их последовательность согласно примерной программе определяется ДОО самостоятельно (стр.68 Примерной программы): «Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы. Примеры гибких учебных планов Организации представлены в образовательных программах (См. п. 3.10. Перечень литературных источников)». Таким образом, в качестве примера могут служить любые виды учебного плана из предложенного в Примерной программе списка литературы.
В то же время в «Методических рекомендациях по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» ФИРО на стр. 14 дается пояснение, что «в дошкольной организации, в отличие от предыдущих лет, приоритетом для организации работы с детьми служит не программа образовательной организации, пусть даже самая идеальная, и не планы, написанные педагогом, а собственная активность ребенка. Подход к планированию по ФГОС прямо противоположен методам коллективной «дрессировки» детей под какую-то ни было программу.
Он должен опираться на внутреннюю мотивацию и инициативу самого ребенка и не допускать принудительного включения дошкольников в заранее запланированные программы и планы взрослых: игры, прогулки, экскурсии, праздники, занятия и другие мероприятия… ФГОС внес существенные коррективы в понимание и этого процесса. Неверно слепо исполнять программу, механически следовать всему, что в ней содержится. Особенностями новых ООП должен стать гибкий подход к их реализации с учетом возможной вариативности содержания работы и особенностей реального процесса развития детей.
Теперь представителям проверяющих и контролирующих органов нужно будет соотносить реальный процесс реализации программы с методологией и принципами дошкольного образования, заложенными в ней, а не с конкретным вариантом календарно-тематического планирования. Такой контроль больше напоминает экспертизу: выявление и анализ целесообразности выбора педагогом тех или иных способов поддержки и организации взаимодействия детей» (стр.15 Рекомендаций»).
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» допускает использование при реализации образовательных программ посредством различных, являющихся до настоящего времени новыми, образовательных форм и технологий и принципов, в частности модульный принцип построения образовательных программ и учебных планов (Ст. 13 ч.3 Закона), использовании соответствующих образовательных технологий. Поэтому учебный план должен отражать содержание деятельности по используемым в ДОО программам (в том числе и парциальным), может меняться, то есть быть гибким.
Гибкость учебного плана проявляется еще и в том, что дошкольная образовательная организация имеет право оказывать платные образовательные услуги. Так в комментариях к ФГОС дошкольного образования (Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249): Реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг должно регламентироваться договорами (в соответствии с утвержденной примерной формой договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. № 8 (направлен в Минюст России на государственную регистрацию).
В случае если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации (продолжительность работы группы соответствует продолжительности реализации Программы) получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, в случае если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником, получающим дополнительную услугу. Поскольку дополнительное образование детей также является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно.
Организация не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы. Независимо от количества детей в группе для обеспечения реализации Программы требуется создать, в том числе необходимые кадровые условия. При этом финансовое обеспечение кадровых условий определяется в зависимости от нормативного количества детей в группе. Следовательно, временное отсутствие ребенка в группе по причине получения дополнительной образовательной услуги не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра нормативов финансирования. Также, фактическое финансирование реализации Программы через обеспечение создания требуемых условий, означает, что временное отсутствие ребенка в группе, не влияющее на изменение условий реализации Программы, не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств. В то же время, вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной Организации должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами такой Организации».