21 марта 2018 года на базе ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск при методической поддержке ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» состоялся районный семинар «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ».
Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях общеобразовательной школы в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
В работе семинара приняли участие 15 педагогов м.р. Похвистневский: завучи, педагоги-психологи, учителя начальных классов ГБОУ СОШ им Н.С. Доровского с. Подбельск, ГБОУ ООШ с. Красные Ключи, ГБОУ СОШ с. Кротково, ГБОУ СОШ с. Среднее Аверкино, ГБОУ СОШ с. Алькино, ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино, ГБОУ СОШ с. Нижнее Аверкино, ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак, ГБОУ СОШ им. Ф.Н. Ижедерова с. Рысайкино, ГБОУ СОШ с. Малое Ибряйкино, ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова с. Старопохвистнево.
Интерес к семинару вызван актуальностью темы – новые подходы к организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ. В рамках семинара был представлен опыт работы педагога-психолога и учителей начальных классов ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
С приветственным словом о созданной модели сопровождения детей с ОВЗ выступил Уздяев Владимир Николаевич, директор школы. Им отмечено, что в образовательном учреждении созданы специальные образовательные условия для обучения и развития данной категории детей.
Особое впечатление оставило выступление Забелиной Ирины Анатольевны, начальника социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», по теме «Организационные аспекты обучения детей с ОВЗ и инвалидностью». Были озвучены основные направления деятельности школы по внедрению ФГОС ОВЗ:
– создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
– освоение технологии педагогического проектирования современного урока в инклюзивном классе с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ.
Система алгоритмичных методических рекомендаций по педагогическому проектированию урока в контексте требований ФГОС обоснована нормативно-правовыми и научно-теоретическими положениями. Освоение технологического инструментария позволит каждому учителю при его реализации повысить качество проведенного урока, качество современного образования и построение новой модели профессиональной деятельности педагога.
В практической части семинара были представлены: открытые уроки русского языка, математики, психологическое занятие «Учимся быть наблюдательными и внимательными», мастер-класс учителя начальных классов «Приемы, методы обучения в развитии познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ». Педагоги школы составили технологические карты урока как методический продукт педагогической деятельности (в соответствии с методическими рекомендациями Сорокиной И.В., кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой педагогики и психологии СИПКРО). Педагогическое проектирование урока с учетом особенностей образовательных потребностей детей с ОВЗ позволило более целенаправленно простроить взаимодействие учителя начальных классов и учащихся (в том числе и детей с ОВЗ и инвалидностью), направленное на достижение всеми учащимися запланированных образовательных результатов средствами предметного содержания, технологий дифференцированного обучения.
Представленный опыт работы в организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов начальной школы может быть использован в других школах. Подведя итоги работы районного семинара, состоялся конструктивный обмен мнениями. Обозначены актуальные вопросы по данной проблеме:
- Повышение компетентности педагогов в освоении и использовании технологий, методов, приемов в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
- Наличие психологического сопровождения в образовательной организации.
- Накопление методического, дидактического материала по организации работы с детьми с ОВЗ.
- Педагогическое проектирование как компонент профессиональной деятельности.
Участники семинара оставили положительные отзывы и проявили желание в дальнейшем участвовать в семинарах по данной проблеме.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела РЦ