21 марта 2019 года прошел районный практико-ориентированный семинар по теме «Коррекция неуспеваемости учащихся с задержкой психического развития начальной школы в условиях инклюзивного образования». Семинар был проведен на базе ГБОУ СОШ с. Черный Ключ при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Цель проведения семинара – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в части организации и содержания коррекционно-развивающей работы учителя по предупреждению и устранению неуспеваемости учащихся с задержкой психического развития начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
В работе семинара приняли участие 22 педагога м.р. Клявлинский (ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино, ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш, ГБОУ СОШ с. Борискино-Игар, ГБОУ СОШ с. Черный Ключ), работающих с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Семинар посвящен проблеме реализации адаптированной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзивного образования. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития становится обеспечение специальных условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. На семинаре был представлен опыт работы учителей начальных классов и педагога-психолога ГБОУ СОШ с. Черный Ключ.
Открыл семинар Миханьков Сергей Васильевич, начальник Клявлинского отдела образования. Он обозначил проблему инклюзивного образования в современной школе и вопросы оптимизации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Директор школы Михайлов Юрий Вячеславович подчеркнул, что для успешного решения проблем повышения качества образования обучающихся с ОВЗ необходима комплексность и системность оказания психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи.
Забелина Ирина Анатольевна, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», рассмотрела вопросы организации профилактики и коррекции неуспеваемости учащихся с ограниченными возможностями здоровья, создания модели системы комплексной коррекционно-развивающей помощи обучающемуся с задержкой психического развития в инклюзивном классе. Также Ирина Анатольевна сделала акцент на освоение технологии педагогического проектирования современного урока в инклюзивном классе с учетом формирования функциональной грамотности у учащихся начальных классов. Цель школы – подготовить учащихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях. Целенаправленное планирование, технологии дифференциации и индивидуализации обучения, разработка методов и подбор дидактических материалов, приемов коррекции – задача учителя инклюзивного класса.
В практической части семинара были представлены педагогические практики в инклюзивных классах:
- урок математики в 4 классе «Письменное умножение на трехзначное число»;
- психологическое занятие с учащимися 3-4 классов с ЗПР «Развитие внимания».
Педагоги сделали акцент на создание специальных условий с целью коррекции неуспеваемости учащихся с задержкой психического развития в рамках урока:
- увеличение времени на запоминание и отработку учебных навыков;
- оказание индивидуальной (стимулирующей, направляющей, обучающей) помощи в случаях затруднения;
- вариативность содержания (объем, который нужно освоить в обязательном порядке);
- использование дополнительных упражнений для закрепления материала с целью развития внимания;
- применение наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действий, заданий с опорой на образцы;
- демонстрация действий и просьба выполнить их самостоятельно.
Участники семинара высказали положительные отзывы о работе семинара и о необходимости методической поддержки по вопросам организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ОВЗ. Педагогами были подняты актуальные вопросы и проблемы:
- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и постановка коррекционных задач обучения детей с ЗПР в урочной и внеурочной деятельности;
- подбор упражнений и заданий по коррекции познавательных процессов;
- разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений по преодолению трудностей учащихся с ОВЗ в овладении математикой, письмом;
- профилактика и коррекция нарушений письменной речи, чтения.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела