Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ среди подростков

Невозможно обойти вниманием одну из острейших проблем современного общества: проблему профилактики ПАВ среди подростков. На сегодняшний день, существует множество подходов, приемов, средств, технологий, а также широкий спектр возможностей инфраструктуры, которые позволяют грамотно наполнить содержание профилактических воздействий. Однако, одной лишь целенаправленной, систематической работы с подростками, как правило, недостаточно. Возникает необходимость привлечения и участия в борьбе против обращения подростков к курению, алкоголю, наркотикам, токсическим и иным психотропным веществам, педагогов и родителей. Как бы хорошо не выстраивалась профилактическая деятельность, одним из важных ресурсов на пути противостояния употреблению данных веществ подростками, является поддержка ближайшего окружения подростка (семьи), в достижении стойкого положительного эффекта. Сегодня, можно с уверенностью сказать, что курение, наркотики, становятся частью подростковой среды, той реальностью, в которой просто запретить, употреблять подростку ПАВ, запрещать общаться с той или иной компанией, посещать дискотеки, проводить свободное время в определенных местах, невозможно.

Следует отметить, что родители, довольно часто столкнувшись с проблемой употребления ПАВ ребенком, проявляют внешне- рефлекторную реакцию: «Не смей курить!», проводят разъяснительные беседы с детьми, ругают их, и считают, что хорошо, если подросток ещё только курит, нежели балуется наркотиками. К сожалению, такое отношение родителей неприемлемо с точки зрения родительского воспитания. Конечно, всем известно о вреде и пагубности никотиновой зависти. Но всё же, число курящих школьников с каждым годом лишь увеличивается. Родителям, следует понимать, что риск приобщения ребенка к сигаретам, в десятки раз больше, чем к наркотикам и алкоголю, чего они так опасаются и боятся. Важно не быть безразличными к подобному состоянию существующей проблемы.

Школа, педагоги, родители, должны стоять на единых позициях, столкнувшись с проблемой употребления ПАВ ребенком. В профилактической деятельности вредных и пагубных привычек, следует учитывать и специфику подросткового возраста (переход от детства к взрослости): негативизм, бескомпромиссность, ригидность, пессимизм, неустойчивость самооценки, склонность к аутодеструктивному (связанному с риском) и аффективному поведению, желание в принадлежности к значимой для ребенка референтной группе (порой и с антиобщественной направленностью), дисморфофобический синдром («страх некрасивости»), чувство неуверенности, тревожности, одиночества, отсутствие эмоциональной близости с домочадцами, порой «заставляют» обратиться к ПАВ, как «психологическим воротам», позволяющим найти подросткам выход из жизненно сложных ситуаций.

Зачастую, педагогом, родителям в силу физиологических, психологических возрастных изменений, происходящими с подростком, нелегко найти «общий язык», правильный подход в общении. Но учитывая психолого-педагогические и социально-педагогические условия развития, пути решения найти, всё же, можно.

В этот важный период взросления, необходимо трепетно относится к состоянию ребенка. Важно создать благоприятную, дружественную, тёплую, психологическую атмосферу. Дать понять своему ребенку, что вы его любите таким, какой он есть. Родители, должны правильно реагировать, узнав, что подросток действительно употребляет ПАВ.

 

Методические рекомендации родителям:

  1. «Стоп-сигнал» агрессии и отчаянию. Как правило, многие родители, столкнувшись на практике с ситуацией, когда ребенок начинает курить, пить, употреблять наркотики и другие психоактивные вещества, применяют физическую силу, некоторые «готовы убить ребенка». Такое поведение родителя, в глазах подростка может подорвать его авторитет, вызвать у подростка реакцию «отчуждения» и желание «делать всё назло взрослым». В такой момент, родителям не следует впадать в панику, винить себя, «что не досмотрели», очень важно в такой ситуации «собраться морально», успокоится и в дальнейшем составить план своих действий в решении данной проблемы.
  2. Конструктивный диалог по сбору базовой информации, на пути пристрастия подростка к ПАВ:

– необходимо выяснить, «причину обращения к ПАВ», важно понять, что этому способствовало; однократное ли это употребление ПАВ вашим ребенком;

– собрать максимум информации о том социальном окружении, компании, куда был втянут ребёнок;

– важно донести до подростка «опасность проблемы употребления ПАВ», понять, насколько она им осознается. Вполне возможно, что подросток будет воспроизводить псевдо-информацию, недоговаривать, уходить от ответов. В этот момент, позиция родителя должна быть грамотно выстроена: не следует демонстрировать сомнение, подозрение, но и не следует «слепо верить» во всё, что вам скажет ребёнок (очень важно проверять достоверность некоторой информации).

  1. Твёрдость, доверие и любовь. Если ваш ребенок впервые употребляет ПАВ, и вы осведомлены о данном факте, то следует достаточно убедительно и твёрдо сказать, что в следующий раз будут приняты серьёзные и решительные меры. Если родители не могут справиться собственными силами, то ни в коем случае нельзя бояться, стесняться обратиться за помощью к специалистам: психологам, наркологам, психиатрам, службам, занимающимися профилактической деятельностью и лечением.

Важно донести до подростка что:

  • вы его любите таким, какой он есть несмотря ни на что;
  • вы всегда поймете и поддержите его;
  • ребенок может признаться в любой момент, что обманул Вас, что-то натворил, но вы не будете его наказывать;
  • ни в коем случае не следует «навязываться» подростку, «принудительно расспрашивать», важно, чтобы подросток сам к вам тянулся и осознал, что родитель-друг, а не враг, и кто, как ни этот самый родной и близкий человек, сможет помочь подростку, выговориться, открыться, найти поддержку;
  • проявляйте свою любовь, обнимайте, целуйте своего ребенка, интересуйтесь его увлечениями, организуйте совместную деятельность с подростком, либо насыщенный и увлекательный отдых;
  • учите ребенка решать проблемы, а не избегать и «прятаться» от них.

Очень важно привлекать к профилактической деятельности в общеобразовательных школах и родителей. И это не только собрания для родителей, их знакомство с целями, задачами, содержанием и реализацией программ по борьбе с употреблением и склонностями подростков к ПАВ, и дальнейшими результатами и перспективами профилактической деятельности, но и активное взаимодействие с ними:

  • проведение: семинаров по проблеме употребления ПАВ подростками;
  • организация индивидуальной работы с родителями, чьи дети употребляют алкоголь, курят, употребляют наркотики, состоят на учёте в КДН;
  • важно проводить диагностику и мониторинги на самих родителях, выявлять их позиции, отношение к данной проблематике;
  • создавать собрания родительского актива, привлекать их к участию в различных акциях, мероприятиях, посвященные борьбе против ПАВ;
  • привлекать их к организации разнообразных кружков и секций, позволяющим безопасно и с пользой, проводить внешкольное время их детям.

Родителям, не следует забывать и о том, что ребёнок, как зеркало, отражает всё то, что видит. Поэтому им следует задуматься и о своем поведении, которое может оставить негативный отпечаток, и даже способствовать употреблению ПАВ.

 

Источник: Акутина С.П. Пути гармонизации взаимодействия семьи и общеобразовательной организации в современном социуме // Инновации в современной науке: материалы III международного зимнего симпозиума (26 февраля 2014 г.): Сборник научных трудов/ Научн. ред., д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Изд-во «Спутник+», 2014. – С.93-100 с.

Педагог-психолог: Котмышева А.В.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.