29 ноября 2018 года прошел окружной практико-ориентированный семинар по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности школьного ПМПк». Семинар был проведен в рамках реализации деятельности опорных образовательных учреждений на базе ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ».
Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации деятельности школьного ПМПк и содержания коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
В работе семинара приняли участие 35 педагогических работников 16 образовательных организаций округа: г. Похвистнево и м.р. Похвистневский, Камышлинский, Исаклинский. Участники семинара – заместители директора по УВР общеобразовательных организаций, председатели школьных ПМПк, учителя начальных классов, педагоги-психологи, логопеды.
На семинаре был представлен опыт работы ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак.
Основные содержательные направления семинара:
- Организация комплексного коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
- Модель организации деятельности школьного ПМПк в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
- Технологии, методы и приемы в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в рамках деятельности школьного ПМПк.
Открыла семинар Дурнова Н., директор ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак. Она обозначила проблему создания общего образовательного пространства максимально комфортного для всех учащихся и оказания комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. Школьный ПМПк – сплочённая команда специалистов сопровождения: завуч, педагоги, психолог, логопед, медицинский работник.
Об актуальных вопросах организации коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ выступила Забелина И., начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Ею рассмотрены проблемы комплексного сопровождения в рамках ПМПк (кадровые, психолого-педагогические условия; коррекционно-развивающая деятельность педагога в урочной и внеурочной деятельности).
Для учителя главная трудность на уроке, коррекционном занятии состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности учащегося с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
Об организации деятельности школьного ПМПк рассказала Аверина Н., руководитель окружного УМО педагогов, реализующих АООП, завуч школы, председатель ПМПк. В своем выступлении сделала акцент на создание специальных психолого-педагогических условий для повышения качества образования обучающихся с ОВЗ в школе, что и является основной целью деятельности консилиума.
Ею продемонстрированы этапы работы ПМПк, образцы документации.
В практической части семинара были представлены открытые уроки учителей начальных классов, коррекционные занятия с учащимися с учетом требований ФГОС ОВЗ:
- подгрупповое логопедическое занятие во 2 классе «Составление рассказа по сюжетной картине» (на развитие связной речи);
- подгрупповое психологическое занятие в 3 классе «Путешествие в Страну внимания» (на развитие памяти и внимания);
- урок русского языка во 2 инклюзивном классе по теме «Сочинение по картине И.С.Остроухова «Осень золотая» с целью развития умений письменно излагать свои мысли;
- урок математики в 3 инклюзивном классе по теме «Квадратный метр» с целью развития внимания, логического мышления, памяти.
Педагоги продемонстрировали развивающий, познавательный, воспитывающий аспект открытых уроков, занятий с учетом образовательных потребностей детей с задержкой психического развития. В работе с детьми с ОВЗ были учтены следующие специальные условия, рекомендованные в заключении ПМПК: дети находятся в зоне прямого доступа учителя, оказание стимулирующей и направляющей помощи в случаях затруднения, использование наводящих вопросов, алгоритмов действий, заданий с опорой на образец.
Участники семинара высказали положительные отзывы о проведенном семинаре, отметив четкость организации семинара и возможность обмена опытом, активного обсуждения деятельности ПМПк. В качестве раздаточного материала участники семинара получили паспорт просмотренных уроков, технологические карты хода урока.
Перспективы дальнейшей деятельности опорных образовательных учреждений:
- формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов (читательской, математической);
- повышение мотивации обучения и интереса к предмету учащихся инклюзивных классов;
- привлечение родителей, попечительского совета к процессу психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
- обмен методическими разработками, раздаточными материалами по работе с детьми с ОВЗ среди педагогов, работающих в инклюзивной школе;
- разработка индивидуального учебного плана, программ по внеурочной деятельности для детей с ОВЗ;
- организация воспитательного процесса детей с ОВЗ.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог РЦ