Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются его достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определённый период времени.
Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата А 4.
«Профориентационное портфолио обучающегося» – своеобразный дневник, базовым содержанием которого выступает самоопределение, самопознание и самосовершенствование.
В соответствии с ФГОС НОО портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОО и другие педагогические работники. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
- обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
- заместитель директора по УВР организует работу по реализации в практике работы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио;
- классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и родителями; осуществляет посредническую функцию обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы;
- учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями формированию портфолио; предоставляют обучающимся деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету образовательной области;
- педагог-психолог проводит индивидуальную психодиагностику; ведет коррекционно-развивающую и консультативную работу.
Структура портфолио может быть различной, но основными блоками может стать пять разделов рабочей папки: «Резюме», «Познай себя», «Творческая активность», «Социальная активность», «Карта профессионального самоопределения». Образовательно учреждение может самостоятельно сформировать необходимый перечень разделов портфолио.