Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении несовершеннолетних оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, способствует безнадзорности и правонарушениям детей. Дети – жертвы насилия – втягиваются в асоциальное поведение, уходят из дома или детских учреждений, начинают употреблять наркотики и алкоголь. Ранняя профилактика является наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения. Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости.
Рекомендации
О порядке действий специалистов образовательных учреждений, о том числе дошкольных по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними и оказание помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насильственных действий.
Цель: повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного принятия соответствующих мер.
1. Действия специалистов образовательных учреждений, в том числедошкольных:
Работники образовательных организаций должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
-психическое и физическое развитие ребенка не соответствуют его возрасту;
– неухоженность, неопрятность; апатичность или наоборот, агрессивность ребенка;
– изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к возбуждению;
– проблемы в обучении, низкая концентрация внимания;
– отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
– судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при приближении взрослого (ребенок сжимается);
– недовольство родителями;
– повышенная драчливость, агрессивность в играх по отношению к другим детям;
– обманы, ложь, боязнь идти домой;
– случаи энуреза;
– ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей.
1.1. Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
– в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
– на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
– часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое;
– запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
– необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
– противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
– объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
– родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
– родители не знают друзей ребенка.
2. Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения,в жестоком обращении с ребенком.
2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.
2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо
осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).
2.3. При втором и третьем случаях жестокого обращения организовать
осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии – другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому
родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).
2.4. В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
– предположение подтверждается (не подтверждается);
– решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работникам образовательного учреждения, необходимо:
– немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
– руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания,
– педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения подготовить информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия.
4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:
-совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
-непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;
-направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
2018 г.
Подготовила Любашенко И.А., педагог-психолог РЦ по материалам «Рекомендаций о порядке действий специалистов органов и учреждений системы профилактики по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними и оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насильственных действий, утвержденные Первым вице-губернатором-председателем межведомственной комиссии А.П.Нефедовым от 11.02.2016 года»