«Найти свою дорогу,
узнать своё место – в этом все для человека,
это для него значит сделаться самим собой».
В. Г. Белинский
При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений — один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Факторы, влияющие на профессиональный выбор ученика с OBЗ
- позиция родителей;
- учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
- поддержка со стороны педагогов;
- знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
- информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Формула выбора профессионального пути
Хочу – пространство желаний, целей, стремлений, интересов.
Могу – пространство способностей, талантов, состояние здоровья.
Надо – пространство запросов рынка труда и социальных установок.
Результативность профориентации, в первую очередь, зависит от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраст ребенка с ОВЗ, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязывать ему свое мнение касательно профессиональных предпочтений, не учитывая при этом его пожеланий, возможностей и способностей.
Направления профориентации
Просвещение (Конкретизация образа жизни и будущей профессии);
Диагностика (Самопознание и самоисследование, оценка ресурсов личностных качеств);
Консультирование (Поддержка самоопределения)
Обучение (Мои возможности и ограничения, соотношения желаний и возможностей).
Активизирующие методы
- профессионально — ориентационные беседы;
- занятия в кружках, мастерских;
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
- встречи со специалистами;
- участие в «днях открытых дверей»;
- участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
- использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего
Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем.
Статью подготовила педагог – психолог ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» О.С. Баракина по материалам:
«Проблемы готовности подростков с ОВЗ к профессиональному обучению» О.А. Алексеева, Ю.Г. Елизарова, А.Д. Журавлев, г. Санкт – Петербург