В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, но смысл урока как дидактической категории меняется в связи с изменяющимися целями и условиями обучения. Классик советской дидактики М.Н. Скаткин определял урок как составную часть и основную организационную форму учебного процесса. И.Я. Лернер в монографии «Учебный предмет, тема, урок», развивая положения теории урока М.Н. Скаткина, писал: «Успех урока можно считать достигнутым, если обеспечиваются усвоение знаний и умений до уровня готовности к их творческому применению и сформированность эмоционально-ценностного к ним отношения в соответствии с общественным мировоззрением и идеалами…»4. Здесь важна ориентация на результат обучения, и в качестве такового результата понимается, во-первых, способность применить полученные знания и умения, а во-вторых, мотивированность получения этих знаний и умений. Положения И.Я. Лернера остаются актуальными и сейчас.
В данном пособии урок понимается как «организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время»5. В этом определении С.С. Татарченковой следует обратить внимание на то, что учебным материалом учащийся овладевает самостоятельно и в процессе деятельности, а задача учителя – организовать эту деятельность. Таким образом, цели, содержательная наполненность, требования к результатам учебной деятельности существенно изменились в свете нового стандарта.
Основными методическими принципами современного урока являются:
- субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
- метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
- деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
- рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
- импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Методические рекомендации для педагогических чтений составлены методистом Е.Алюковой
по пособию автора-составителя: С.В. Галян, научный сотрудник лаборатории инновационных образовательных технологий
СурГПУ Рецензент: О.В. Алексеева, к.п.н., доцент Метапредметный подход в обучении школьников:
Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.