Комментарий эксперта
Рабочая программа – обязательная часть основной образовательной программы (далее – ООП) каждого из уровней общего образования. По требованиям ФГОС в содержательном разделе ООП должны быть представлены рабочие программы:
– по всем предметам основной части учебного плана
– курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
– курсам внеурочной деятельности, включенным в план внеурочной деятельности.
Рабочая программа – основа достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП: личностных, метапредметных, предметных.
Рабочую программу по учебному предмету составляют на уровень общего образования.
Тематическое и (или) календарно-тематическое планирование делают на учебный год.
При изменении количества часов на изучение учебного предмета/курса, соответствующие изменения вносят в рабочую программу и фиксируют приказом о внесении изменений в ООП.
Предметное содержание рабочей программы – ресурс формирования УУД и личностного развития обучающихся.
- Согласно действующему на май 2020 г. ФГОС, рабочая программа должна содержать:
- Планируемые результаты
- Содержание
- Тематическое планирование
Указанные требования реализуют в следующей структуре тематического планирования рабочей программы:
Тематический раздел/ часы | Содержание (КЭС) | Планируемые результаты | Формы и методы оценки достижения/ КИМ | |||
Личностные | Метапред-метные | Предметные | ||||
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||||
… | ||||||
… |
Тематическое планирование составляют на учебный год.
Годовые тематические планы объединяют общим титульным листом и пояснительной запиской.
В пояснительной записке к перспективной, на уровень, рабочей программе прописывают ее влияние на метапредметное и личностное развитие обучающихся в части:
– смыслообразования и нравственно-этической ориентации (посредством приобщения к языковой культуре и работы с дидактическим материалом нравственно-этической тематики);
– российской гражданской идентичности (посредством знакомства с историей русского языка и его статусом как языка межнационального общения; посредством формирования опыта делового письма; посредством создания текстов гражданской тематики);
– готовности к осознанному выбору профессии (посредством использования ресурсов языка для расширения представлений о человеке в разных профессиональных сферах, в т.ч. актуальных поисковых запросов).
А также в части развития универсальных учебных действий:
– познавательные (посредством регулярной работы по анализу текста);
– коммуникативные (посредством овладения грамматикой языка и его изобразительными ресурсами в социально и личностно значимой учебной коммуникации);
– регулятивные (посредством применения на уроках диалоговых технологий и использования рефлексивных листов в рамках текущего поурочного контроля).
Детализацию обозначенных результатов дают по каждому тематическому разделу рабочей программы.
Все результаты, обозначенные как планируемые для достижения, подлежат обязательной оценке. Оценка проводится по окончании изучения каждого тематического раздела рабочей программы. Все составляющие ее процедуры объединены понятием текущий тематический контроль
Пример тематического планирования
(один тематический раздел из рабочей программы по русскому языку на уровень основного общего образования)
Русский язык. 8-й класс
Раздел/ часы | Содержание (КЭС) | Планируемые результаты | КИМ | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||||
… | ||||||
Синтаксис односоставных предложений (11 часов: 10 + 1 к.р.) | Односоставные предложения как группа простых предложений. Способы выражения грамматической основы в односоставных предложениях. Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Функции односоставных предложений в разных стилях речи | Опыт гражданской идентификации через приобщение к истории русского языка
Опыт морально-этической ориентации как носителя языковой культуры |
Коммуникативные УУД:
– использование изобразительных ресурсов языка для достижения коммуникативного эффекта речи Регулятивные УУД: – самоконтроль ситуации речевого общения Познавательные УУД: – логические операции – классификация грамматических признаков – читательская грамотность – понимание стилитики текста как средства выражения авторской позиции |
– находить грамматическую основу предложения, определять ее состав;
– определять, основываясь на грамматических признаках, тип односоставного предложения с одним главным членом сказуемым; – различать способы выражения сказуемых в односоставном безличном предложении; – использовать безличные предложения в текстах-рассуждениях и текстах-описаниях; – находить односоставные назывные предложения; – отличать односоставные назывные предложения от двусоставных предложений с обращениями; – приводить аргументы отличия односоставных предложений от двусоставных неполных; – находить и применять в тексте функционально-стилевые приемы, основанные на односоставных предложениях |
– указывать грамматическую специфику обобщенно-личных предложений как особой группы односоставных предложений;
– использовать обобщенно-личные предложения в публицистических текстах; – составлять тексты на одну и ту же тему, но различных по функциональному стилю с обязательным использованием односоставных предложений
|
Тест
Приложение № «…» |
При отборе содержания по тематическим разделам можно использовать учетом примерные рабочие программы, размещенные на сайте Fgosreestr.ru, и (или) УМК по предмету. Допускается полностью «авторское» составление рабочей программы, но только с учетом требований ФГОС.
Подготовила методист РЦ Е.Алюкова по материалам методического пособия «ВСОКО в школе», Москва,2019г.