После каникул у большинства младших школьников наблюдается постканикулярный синдром, который проявляется в снижении мотивации к учению и работоспособности.
Как настроить ребенка на учебный процесс? Об этом заранее нужно подумать всем: педагогам, родителям, психологам.
Из-за неготовности организма ребенка к новому ритму работы в школе, у него может возникнуть стресс, который проявляется в изменении эмоционального состояния, в нарушении школьной дисциплины, в конфликтах с учителями и одноклассниками, в чрезмерном возбуждении или в заторможенности. Результат – равнодушие к учебе, нежелание идти в школу возникновение заболеваний.
Примерная речь и рекомендации для родительского собрания.
– К школьному распорядку жизни нужно переходить плавно и аккуратно, чтобы не допустить резкого включения в работу, что может привести неокрепший организм к сбою и вызвать стресс.
Необходимо помнить, что важным условием восстановления работоспособности и профилактики многих школьных трудностей являются:
- соблюдение режима труда и отдыха;
- активизация познавательных психических (внимания, восприятия, мышления…) процессов и эмоционально-волевых процессов;
- создание настроя на серьезную учебную деятельность. Следует понаблюдать за ребенком, чтобы определить его настроение и самочувствие, выяснить, что тревожит. Главное – ребенок должен знать следующее:
- родители готовы всегда прийти на помощь и любить его вне зависимости от школьных успехов и неудач;
- любые трудности преодолимы и являются средством выработки характера.
Настроить ребенка на рабочий лад нетрудно, если обсудить вместе с ним его цели, интересы и желания, поговорить о его увлечениях. И как бы между прочим поинтересоваться, как и где он хотел бы провести свои следующие каникулы. Это вселит в него надежду на лучшее будущее и прибавит оптимизма.
Необходимо следить, чтобы ребенок высыпался. Важно обратить внимание не столько на время сна, сколько на его качество. Нельзя требовать от ребенка невозможного – только то, что ему по силам. Надо как можно чаще создавать для него ситуацию успеха (это вселяет уверенность в себе и повышает самооценку).
Не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. В сутках всего 24 часа. У ребенка должно оставаться время на чтение книг, любимое занятие, на общение с родителями.
Следует убедить родителей, что именно от них в большей степени зависит, как пройдет адаптация ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Информация подготовлена Любашенко И.А.,
педагогом – психологом «Похвистневского РЦ»
по материалам журнала
«Школьный психолог», июль – август 2015