С целью усиления работы образовательных организаций по предупреждению, предотвращению кибербуллинга (сетевой травли) и моббинга (притеснения, травли) среди детей и подростков необходимо обеспечить профилактику отклоняющегося поведения обучающихся в образовательных организациях. Актуальность проблемы обусловлена тем, что современные школьники регулярно сталкиваются с ситуациями издевательств в таких формах, как унижение, оскорбления, запугивание, физическое насилие, съёмка издевательства на телефон и др. В России, по статистике, с травлей каждый день сталкивается 10% школьников и при этом не находят поддержки ни у педагогов, ни у родителей. Чаще всего подвергается буллингу тот, кто слабее, отличается от других (внешне, физически), с нетипичным поведением, негативной установкой на мир.
В числе мер в части противодействия буллингу и создания здоровой психологической среды в образовательных организациях необходимо разработать систему первоочередных мер по предотвращению детского насилия, кибербуллинга и моббинга среди обучающихся. Пресечь буллинг в школе способны администрация, психологи, педагогический коллектив, родители и ученики. От педагогов требуется максимально внимательное отношение к каждому обращению, от психологов – создание психологически комфортной образовательной среды в школе, оказание необходимой помощи несовершеннолетнему в случае подозрения на буллинг, жестокого обращения со стороны сверстников, одноклассников. Традиционными составляющими школьной психологической практики являются психолого-педагогическое консультирование и психологическое просвещение субъектов образовательных отношений. Педагог-психолог, учитывая в своей деятельности психологические состояния учащихся, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, проводит профилактические занятия по профилактике агрессивности и жестокости, развитию коммуникативных компетенций обучающихся.
Заместителю директора школы по воспитательной работе необходимо:
- разработать и реализовать план воспитательной работы в части по предотвращению кибербуллинга и моббинга среди обучающихся (совместно с психологом школы);
- обеспечить поддержку здорового нравственного климата в классных коллективах средствами организации культурно-досуговой деятельности, работы секций, кружков, клубов по интересам и контроль их деятельности;
- вести учет правонарушений, происшествий и дисциплинарных проступков, анализ их тенденций;
- организовать деятельность телефона доверия, почты доверия и принимать меры по налаживанию межличностных отношений по предупреждению негативных явлений в школе.
Во всех образовательных организациях должна быть информация для педагогов, родителей и несовершеннолетних:
Телефон доверия для детей, подростков и родителей –
8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно и бесплатно);
8(846) 335-59-59
Телефон доверия экстренной психологической помощи (Самарская область) – 8 (800) 100-21-15
Он-лайн чат с психологом – https://telefon–doveria.ru/teenagers/
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела,
педагог-психолог