Пост-релиз
25 марта 2021 года в рамках педагогического всеобуча, повышения профессиональных компетенций педагогов состоялся окружной практико-ориентированный семинар по теме «Одаренные дети: от отбора до развития».
В семинаре приняли участие руководители образовательных организаций округа, заместители директора по УВР, учителя начальных классов, педагоги-предметники, педагоги-психологи из 29 образовательных организаций округа. Участники семинара получили возможность познакомиться с различными педагогическими практиками, направленными на выявление и развитие интеллектуального потенциала, продуктивного мышления, творческих и спортивных способностей одаренных обучающихся.
Во вступительной части семинара Е.А. Серова, начальник отдела развития СВУ МОиНСО, сказала, что работа с одаренными детьми – это сложный и не прекращающийся процесс. Такая задача решается за счет внесения изменений в содержание Программы развития и воспитания образовательной организации в соответствии с ФГОС общего образования. Возникает необходимость поиска эффективных способов выявления и обучения одаренных и талантливых детей, создания условий для их интеллектуального и личностного развития.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», рассказала об основных аспектах организации работы с одаренными детьми. Ирина Анатольевна остановилась на понятиях «одарённость», «одарённые дети», познакомила с нормативно-правовыми документами, локальными актами, регламентирующими деятельность в части осуществления работы с одаренными детьми, назвала этапы организации работы школы по данному направлению; рассмотрела вопрос о роли института наставничества, установленной тесной связи с вузами Самарской области в рамках областной программы «Взлет».
В своей презентации учитель истории и обществознания И.П. Никитушкина, представила модель создания условий для выявления и поддержки одарённых и талантливых обучающихся в ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево. Знаю-могу применить- знаю, как применить-имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие одарённости учащегося. Разработка индивидуального образовательного маршрута позволит вести работу в системе и поэтапно.
О выявлении и развитии творческой одарённости у учащихся в условиях пространственно-эстетической образовательной среды детского объединения «Живая глина» выступила Л.А. Гаранина, педагог дополнительного образования СП «Прометей» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино. Применительно к обучению художественно одарённых детей в учреждении применяются следующие методы:
– индивидуальное обучение или в малых группах по программам творческого развития «Художественная керамика»;
– работа над исследовательскими и творческими проектами в режиме наставничества;
-организация творческих конкурсов, фестивалей, выставок;
– мастер-классы для педагогов и воспитанников, творческие мастерские;
– конкурсно-игровые мероприятия.
Т.С. Кудряшова, учитель ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы, рассказала об этапах организации работы со спортивно одарёнными детьми на уроках физической культуры. Работа ведётся в соответствии с методическими рекомендациями о механизмах и критериях отбора спортивно одаренных детей (приказ Минспорта РФ от 25 августа 2020 года № 636). Первый этап – первичный отбор, этап направлен на выявление задатков и способностей ребёнка. На втором этапе дети, успешно прошедшие отбор для зачисления их в спортивные секции по видам спорта, комплектуются в группы. Главная цель третьего этапа – это попадание спортивно одаренных детей в сборные команды школы по видам спорта и увеличение количества сдавших нормативы ВФСК ГТО. Четвертый этап предусматривает выявление спортивно одаренных детей, которые способны войти в составы сборной области, субъекта РФ или спортивных сборных команд Российской Федерации.
Поделилась опытом работы учитель технологии и информатики ГБОУ СОШ им. П.В.Кравцова с. Старопохвистнево К.В. Козлова. Центр образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка Роста» в школе используется как стартовая инновационная площадка для выявления, развития и поддержки одарённых и талантливых детей. Главное – вовремя заметить и выявить не только интерес учеников к оборудованию, но и склонности и специальные способности в условиях развивающей образовательной среды Центра. Роль учителя-наставника:
- научный руководитель, выводящий ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;
- координатор индивидуальной работы при подготовке к участию в конкурсах, олимпиадах.
Е.Р. Мингалиева, педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Камышла, автор программ «Формула успеха» и «Классные родители», рассказала о проблемах одарённого ребенка, этапах психолого-педагогического сопровождения. Учитель не должен возводить одарённого ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
Участники семинара отметили актуальность и содержательность семинара, выразили пожелания о продолжении начатой в ходе нее работы, о необходимости проведения ежегодного семинара по данной проблеме. В анкете обратной связи педагоги отметили, что в собственной практике они хотели бы апробировать алгоритм выявления и развития одарённых детей, а центр «Точка Роста» будут рассматривать как площадку для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств обучающихся. С материалами выступлений, представленные на семинаре, можно смотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/d/eajvEExwbG4hrA?w
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
– разработка индивидуального образовательного маршрута для одарённого ребенка;
-использование потребностно-инструментального подхода при работе с одарёнными и талантливыми детьми;
-работа с родителями, формы сотрудничества, мотивация детей и родителей, методы поощрения;
-преемственность в вопросе сопровождения одарённых детей из начальной школы в среднее звено;
– распространение лучших психолого-педагогических практик по работе с одарёнными детьми.
И.А. Забелина, начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог