Начиная с 2013 года, во исполнение поручения Президента РФ от 11.10.12 № Пр-2705 с целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодежи к истории и культуре России Министерством Культуры Российской Федерации реализуется Национальная программа детского туризма (коротко ее называют президентской программой).
Почти 66 тысячам детей из всех регионов России удалось побывать в разных уголках нашей страны, в том числе и школьникам Похвистневского района, излюбленным маршрутом которых является «Моя Россия: Град Петров». И ничего удивительного тут нет – Санкт-Петербург восхищает любого даже заочно, поэтому так велико желание увидеть все свои глазами.
Вот и в 2017 году 20 старшеклассников из сел района и г.о.Похвистнево отправились в экскурсионную поездку. Несмотря на то, что Питер встретил мелким дождем, среди ребят царил ажиотаж – им хотелось увидеть всё сразу и прямо здесь и сейчас. Но сначала нас ждала обзорная экскурсия по городу, во время которой мы увидели великолепные архитектурные ансамбли Университетской набережной, Стрелки Васильевского острова, Дворцовой и Сенатской площадей, Невский проспект, Исаакиевский собор, Спаса на Крови, Петропавловскую крепость, знаменитую Аврору. «Обзорка» плавно перетекла в посещение музея-макета «Петровская акватория». Здесь перед нами ожил Петербург 18 века, выполненный в масштабе 1:87 – воссозданные акватории Невы и Финского залива и наиболее значимые постройки на их берегах. Смена времен года, дня и ночи, плавающие по настоящей воде модели кораблей петровской эпохи, наводнения, пожары и даже великолепные дамы с кавалерами, кружащиеся в танце на балу. Там было чему удивляться! Применяемые технические разработки в макете позволяют ездить миниатюрным каретам по дорогам, разводить мосты, маленьким человечкам трудиться на полях, заготавливать лед из зимней Невы, мини-медведю ползать по деревьям – настоящая сказка! Музей – это более 1000 кв.метров площади, 20 тонн воды, 25 000 персонажей, 1000 транспортных средств, 1000 зданий, более 100 кораблей, 305 метров дорог…
Второй день начался с посещения Эрмитажа. Он входит в 20-ку самых посещаемых музеев Земли. Коллекция насчитывает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Нам очень повезло – кроме экскурсии по музею, мы побывали на выставке исторического текстиля – в залах были представлены подлинные платья, которые носили императрицы, придворные дамы и кавалеры, священнослужители. Платье Екатерины II поразило своим размером – оказалось, что она была не очень высокого роста – 157 см. Платья придворных дам с очень узкой талией, богато расшитые, длинными шлейфами – все по моде 18 века. Мальчики очень хотели задержать в рыцарском зале – доспехи, латы, мечи, мушкеты – затмили все, что было увидено до этого. Закончилась экскурсия по Эрмитажу в Египетском зале, где нам показали настоящую мумию, которой больше 3000 лет.
По пути в государственный музей-заповедник «Павловск» остановились на площади Победы. Здесь установлен монумент героическим защитникам Ленинграда. Памятник, посвященный подвигу военнослужащих и горожан в трагические дни блокады Ленинграда в 1941-1944 годов. Это повествование о героической странице в истории города, запечатленное в бронзе и граните.
Дальше наш путь лежал в современный пригород Санкт-Петербурга, город Павловск, где расположен дворцово-парковый ансамбль конца 18 – начала 19 веков. Павловский дворец являлся летним домом императора Павла I. К дворцу примыкает парк площадью около 600 га, что делает его одним из крупнейших пейзажных парков в Европе. Мы смогли увидеть совсем маленький кусочек парка – ровно столько, пока шли до входа в музей. Парк – это предмет другой экскурсии, а нас ждал Павловский дворец. Во время экскурсии узнали очень много нового и интересного. Привычные слова вдруг зазвучали по-новому. Например, космос – порядок, а косметика – порядок на лице и многие другие, которые пришли из греческого и латинского языков. Девочкам было любопытно услышать о роли причесок, о языке такого украшения как «мушка». А мальчики узнали, по каким причинам мужчины снимали головной убор перед женщинами. Всех удивило, что жена Павла I, Мария Федоровна, разбиралась в математике (что совсем не свойственно для женщин 18 века), работала на токарном станке и увлекалась вырезанием камей. В интерьерах дворца представлены ее работы, а экскурсоводы ласково называют Марию Федоровну рукодельницей.
Заключительный день принес знакомство с новой сценой Мариинского театра, интерьер которой решен в элегантном и современном ключе: стены из медового оникса, кристаллы Сваровски в светильниках. Ребята побывали в зрительном зале, где им рассказали о внутреннем устройстве театра, в лекционном зале познакомились с историей, важнейших именах и постановках Мариинки. Экскурсия закончилась представлением «Мариинский театр – душа Петербурга», которое продемонстрировало достижения труппы театра в области оперы и балета.
Напоследок – еще одна экскурсия – посещение Государственного Русского музея – крупнейшего музея русского искусства, главным зданием которого является Михайловский дворец. Знакомство с собранием Русского музея дает представление о всех этапах развития национальной живописи, скульптуры, декоративного искусства с 12 века и до наших дней. Ребятам больше всего запомнились «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова и картины Айвазовского.
Вот и наступил момент прощения с Питером, все переполнены эмоциями, ребята строят планы на будущее и в этих планах – возвращение в Питер. Конечно же, они не могли не поделиться своими впечатлениями:
«Питер – наикрасивейший город. Побывать в нем – это подарок. И когда мне выпала такая возможность, я была очень рада. Город впечатляет своей красотой.
Все экскурсии очень интересны. Каждая достопримечательность поражает по-своему.
Еще было очень приятно завести новых друзей и знакомых. И именно благодаря этим новым знакомствам неделя в этой поездке стала еще ярче.
Мне очень понравилась поездка, но я считаю, что три дня для этого наипрекраснейшего города – это мало. В Санкт-Петербурге хочется быть как можно дольше. Хотя в Питере миллионы людей и машин, Питер какой-то несуетливый. В нем спокойно. Мне очень нравится этот красивый и интересный город. И я надеюсь, что поеду туда еще не раз» (Милена Федорова, 10 класс, ГБОУ СОШ с. Большой Толкай);
«Санкт-Петербург – город, который имеет огромную мировую историю. Он считается культурной столицей России. Я много знаю об этом городе и давно мечтала там побывать. В школе мне предложили съездить на экскурсию. Я не раздумывая согласилась. И вот мы уже в Санкт-Петербурге. Он поразил меня множеством музеев. В первый день мы побывали в Петровской Акватории. Далее мы посетили Государственный музей-заповедник “Павловск”. Следующий день был посвящен Мариинскому театру и Государственному Русскому музею. Все эти экскурсии оказались очень интересными и познавательными. Я и не заметила, как пролетели эти 3 дня. Покидала я этот город полная впечатлений, знаний, эмоций и воспоминаний, с надеждой возвращаться и возвращаться туда» (Александра Гурьянова, 10 класс, ГБОУ СОШ с. Большой Толкай);
«Ну, вот и закончилась наша долгожданная поездка в город на Неве. Разобрала чемоданы, сейчас взялась за сортирование фотографий – их более трёх тысяч! А ещё видео… Скучаю по Петербургу, уже хочу вернуться туда снова!!! Город покорил меня, в любилась в него окончательно и бесповоротно…
Мне понравилось абсолютно все в этой поездке: Эрмитаж, Русский музей, прогулка в Питерское метро, экскурсии на автобусе, замечательный отель и места где мы кушали. Из окна нашего номера в отеле была видна Нева и вдалеке большие многоэтажные дома. Каждый раз, когда мы садились в автобус и ехали в какое-нибудь место, нас встречал наш замечательный экскурсовод, который очень интересно рассказывал нам о городе. Мне лично было очень интересно и увлекательно в Санкт-Петербурге. Отдельное спасибо нашим преподавателям, которые были с нами в течение всей поездки. Буду ждать новой встречи с любимым городом! Всем спасибо!» (Казакова Полина, 8 класс, ГБОУ СОШ № 1 г.о. Похвистнево).
Очень хорошо, что есть президентская программа. Благодаря ей дети не только расширяют свой кругозор и получают новые знания, но и бывают в тех уголках страны, куда они, возможно, не доехали бы никогда. Благодаря таким поездкам дети учатся любви и патриотизму. Поездки помогают ощутить мощь истории, осознать красоту и просторы, оценить подвиг дедов и прадедов, понять насколько разнообразна и интересна наша страна, ощутить гордость за свою Родину.