- Научное объяснение явлений.
1.1. Применить естественнонаучные знания для анализа ситуации/проблемы.
1.2. Выбрать модель, лежащую в основе объяснения.
1.3. Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные процессы.
1.4. Создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей.
1.5. Выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор.
1.6. Сделать прогноз на основании предложенного объяснения процесса.
1.7. Привести примеры возможного применения естественнонаучного знания
для общества.
- Понимание особенностей естественнонаучного исследования.
2.1. Различать вопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук.
2.2. Распознавать гипотезу (предположение), на проверку которой направлено
данное исследование.
2.3. Оценить предложенный способ проведения исследования/план исследования.
2.4. Интерпретировать результаты исследований/находить информацию в данных, подтверждающую выводы.
2.5. Сделать выводы по предложенным результатам исследования.
2.6. Оценить способ, который используется для обеспечения надёжности данных и достоверности объяснений.
2.7. Предложить способ увеличения точности получаемых в исследовании данных.
- Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
3.1. Определять недостающую информацию для решения проблемы.
3.2. Распознавать предположения (допущения), аргументы и описания в научно-популярных текстах.
3.3. Находить необходимые данные в источниках информации, представленной в различной форме (таблицы, графики, схемы, диаграммы, карты).
3.4. Преобразовать информацию из одной формы представления данных в другую.
3.5. Интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
3.6. Оценивать достоверность научных аргументов и доказательства из различных источников.
Материал подготовлен методистом Е.Алюковой по материалам статьи Демидова М.Ю., Добротин Д.Ю., Рохлов В.С. Подходы к разработке заданий по оценке ес-тественнонаучной грамотности обучающихся // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 11.