Памятка для педагогов по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению

Отклоняющееся (девиантное) поведение:

– постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу;

– может предшествовать делинквентному или иным видам отклоняющегося поведения;

– в подростковом возрасте опосредовано групповыми ценностями;

– иногда в детском возрасте начинается с частых или регулярных проявлений ненадлежащего поведения.

Ненадлежащее поведение

 

Нарушение статуса Оппозиционность

 

– сквернословие

– нарушения правил

– школьные прогулы или отказ от обучения, сочетающиеся с академической неуспешностью

– частые случаи обмана

– побеги из дома

– отсутствие дома по ночам

– бродяжничество или попрошайничество

– употребление алкоголя или наркотиков

Раннее начало – около 8-9 лет

– чрезмерное упрямство

– открытое непослушание или неповиновение

– вспыльчивость

– обидчивость

– склонность к частым спорам

– выражение гнева

– пренебрежение другими

Раннее начало – возраст около 5 лет

 

         Нарушение статуса или оппозиционность в детском возрасте могут быть следствием социально-психологической дезадаптации ребенка.

         Проявление отклоняющего поведения происходит на фоне сочетания различных признаков, поэтому важно избегать стигматизации ребенка в случае выявления одного или нескольких признаков.

1) в тетрадях могут встречаться рисунки и тексты, не относящиеся к учебному предмету, содержащие неформальные или настораживающие смыслы (например: символы криминальных субкультур, деструктивных сообществ),

2) использование в речи специфического субкультурного сленга,

3) проявление интереса к запрещенным предметам (оружию, взрывчатым предметам и другим), в том числе в социальных сетях,

4) поступки ребенка часто крайне негативно оцениваются со стороны взрослых и сверстников, при этом нормально ведущие себя сверстники выражают страх или неприятие личных признаков, поэтому важно избегать стигматизации ребенка в случае выявления одного или нескольких признаков.

Что важно иметь в виду в процессе работы с детьми и подростками?

         Испытывая стресс или находясь в кризисной ситуации (которая иногда может быть скрытой), дети и подростки часто возвращаются к более ранним формам поведения или проявляют признаки проблемного поведения.

         Это необязательно означает наличие серьезной проблемы, но указывает, что ребенку необходимо уделить дополнительное внимание.

         Очень важно, чтобы взрослые помогали детям и подросткам осознать риски, с которыми может быть связано их поведение, и рассказали о способах решения возникающих трудностей.

         Помощь ребенку не должна переходить в гиперопеку, навязчивость со стороны взрослого, стоит создавать условия, в которых ребенок сам будет приходить к идеям социально-одобряемого поведения (например, через аккуратное обсуждение проблемных ситуаций из жизни ребенка /культуры).

         Наказание ребенка могут привести к еще более протестному поведению, целесообразнее обсудить с ним проблемную ситуацию, поискать пути ее решения, предложить помощь.

Как отличить серьезные проблемы в поведении

от обычных временных трудностей?

  1. Проанализируйте, считается ли поведение ребенка или подростка проблемным только Вами, но не сверстниками, другими специалистами и близкими взрослыми, или всеми вместе.
  2. В некоторых случаях выраженные поведенческие проблемы (особенно в детском возрасте) являются следствием более серьезных состояний и проблем психического развития ребенка, которые могут быть не распознаны и не выявлены без своевременной и соответствующей квалификационной помощи специалистов (в т.ч. детских неврологов, психиатров). Поэтому очень важно стараться поддержать контакт с родителями ребенка.
  3. Постарайтесь отделить кратковременные эксперименты, обусловленные возрастным кризисом, от устойчивых шаблонов проблемного поведения.
  4. Попытайтесь отличить детей и подростков, которые демонстрируют признаки одного вида отклоняющегося поведения, от детей и подростков с различными сочетающимися видами девиантного поведения.
  5. Обращайте внимание не только на проблемное поведение, но и на сильные стороны ребенка, его положительные качества и способности, поскольку профилактическая работа и помощь эффективны тогда, когда специалисты опираются на них.
  6. Большинство проблем, с которыми сталкиваются подростки, будут разрешены в ранней молодости, но это не значит, что они не нуждаются в своевременной помощи и поддержке взрослых.

ЕСЛИ:

– проблемное поведение началось в младшем школьном или особенно в дошкольном возрасте, то такой ребенок нуждается в более тщательном внимании и интенсивной помощи со стороны педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов в сотрудничестве с родителями или законными представителями.

– указанные признаки начались в подростковом возрасте, то это может быть проявлением нормативного возрастного кризиса.

Что следует делать в случае проявления признаков отклоняющего поведения детей и подростков:

 Поговорите с ребенком (не оказывая давления на него) и попробуйте понять причины происходящего.

  1. Поговорите с его родителями или законными представителями о том, что Вас беспокоит.
  2. Соберите консилиум специалистов и определите меры необходимой комплексной помощи, рассмотрите вопрос о постановке на профилактический учет.
  3. Разработайте вместе со школьным психологом, социальным педагогом, другими педагогами, администрацией и родителями ребенка индивидуальную программу сопровождения.
  4. При необходимости на основании решения консилиума: рекомендуйте родителям или законным представителям обратиться за помощью к специалистам профильных центров помощи, привлеките специалистов из других учреждений (инспектора ПДН, специалистов КДН и ЗП, ПМПК и т.д.) для работы с ребенком и семьей на базе образовательной организации.
  5. Через некоторое время с командой специалистов проведите мониторинг ситуации.

Мжельская Е.В.

(по материалам «Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся» ФОИКО)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.