Отклоняющееся (девиантное) поведение:
– постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу;
– может предшествовать делинквентному или иным видам отклоняющегося поведения;
– в подростковом возрасте опосредовано групповыми ценностями;
– иногда в детском возрасте начинается с частых или регулярных проявлений ненадлежащего поведения.
Ненадлежащее поведение
|
|
Нарушение статуса | Оппозиционность
|
– сквернословие
– нарушения правил – школьные прогулы или отказ от обучения, сочетающиеся с академической неуспешностью – частые случаи обмана – побеги из дома – отсутствие дома по ночам – бродяжничество или попрошайничество – употребление алкоголя или наркотиков Раннее начало – около 8-9 лет |
– чрезмерное упрямство
– открытое непослушание или неповиновение – вспыльчивость – обидчивость – склонность к частым спорам – выражение гнева – пренебрежение другими Раннее начало – возраст около 5 лет
|
Нарушение статуса или оппозиционность в детском возрасте могут быть следствием социально-психологической дезадаптации ребенка.
Проявление отклоняющего поведения происходит на фоне сочетания различных признаков, поэтому важно избегать стигматизации ребенка в случае выявления одного или нескольких признаков.
1) в тетрадях могут встречаться рисунки и тексты, не относящиеся к учебному предмету, содержащие неформальные или настораживающие смыслы (например: символы криминальных субкультур, деструктивных сообществ),
2) использование в речи специфического субкультурного сленга,
3) проявление интереса к запрещенным предметам (оружию, взрывчатым предметам и другим), в том числе в социальных сетях,
4) поступки ребенка часто крайне негативно оцениваются со стороны взрослых и сверстников, при этом нормально ведущие себя сверстники выражают страх или неприятие личных признаков, поэтому важно избегать стигматизации ребенка в случае выявления одного или нескольких признаков.
Что важно иметь в виду в процессе работы с детьми и подростками?
Испытывая стресс или находясь в кризисной ситуации (которая иногда может быть скрытой), дети и подростки часто возвращаются к более ранним формам поведения или проявляют признаки проблемного поведения.
Это необязательно означает наличие серьезной проблемы, но указывает, что ребенку необходимо уделить дополнительное внимание.
Очень важно, чтобы взрослые помогали детям и подросткам осознать риски, с которыми может быть связано их поведение, и рассказали о способах решения возникающих трудностей.
Помощь ребенку не должна переходить в гиперопеку, навязчивость со стороны взрослого, стоит создавать условия, в которых ребенок сам будет приходить к идеям социально-одобряемого поведения (например, через аккуратное обсуждение проблемных ситуаций из жизни ребенка /культуры).
Наказание ребенка могут привести к еще более протестному поведению, целесообразнее обсудить с ним проблемную ситуацию, поискать пути ее решения, предложить помощь.
Как отличить серьезные проблемы в поведении
от обычных временных трудностей?
- Проанализируйте, считается ли поведение ребенка или подростка проблемным только Вами, но не сверстниками, другими специалистами и близкими взрослыми, или всеми вместе.
- В некоторых случаях выраженные поведенческие проблемы (особенно в детском возрасте) являются следствием более серьезных состояний и проблем психического развития ребенка, которые могут быть не распознаны и не выявлены без своевременной и соответствующей квалификационной помощи специалистов (в т.ч. детских неврологов, психиатров). Поэтому очень важно стараться поддержать контакт с родителями ребенка.
- Постарайтесь отделить кратковременные эксперименты, обусловленные возрастным кризисом, от устойчивых шаблонов проблемного поведения.
- Попытайтесь отличить детей и подростков, которые демонстрируют признаки одного вида отклоняющегося поведения, от детей и подростков с различными сочетающимися видами девиантного поведения.
- Обращайте внимание не только на проблемное поведение, но и на сильные стороны ребенка, его положительные качества и способности, поскольку профилактическая работа и помощь эффективны тогда, когда специалисты опираются на них.
- Большинство проблем, с которыми сталкиваются подростки, будут разрешены в ранней молодости, но это не значит, что они не нуждаются в своевременной помощи и поддержке взрослых.
ЕСЛИ:
– проблемное поведение началось в младшем школьном или особенно в дошкольном возрасте, то такой ребенок нуждается в более тщательном внимании и интенсивной помощи со стороны педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов в сотрудничестве с родителями или законными представителями.
– указанные признаки начались в подростковом возрасте, то это может быть проявлением нормативного возрастного кризиса.
Что следует делать в случае проявления признаков отклоняющего поведения детей и подростков:
Поговорите с ребенком (не оказывая давления на него) и попробуйте понять причины происходящего.
- Поговорите с его родителями или законными представителями о том, что Вас беспокоит.
- Соберите консилиум специалистов и определите меры необходимой комплексной помощи, рассмотрите вопрос о постановке на профилактический учет.
- Разработайте вместе со школьным психологом, социальным педагогом, другими педагогами, администрацией и родителями ребенка индивидуальную программу сопровождения.
- При необходимости на основании решения консилиума: рекомендуйте родителям или законным представителям обратиться за помощью к специалистам профильных центров помощи, привлеките специалистов из других учреждений (инспектора ПДН, специалистов КДН и ЗП, ПМПК и т.д.) для работы с ребенком и семьей на базе образовательной организации.
- Через некоторое время с командой специалистов проведите мониторинг ситуации.
Мжельская Е.В.
(по материалам «Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся» ФОИКО)