Детей с ограниченными возможностями здоровья, чаще это дети с задержкой психического развития (ЗПР), можно встретить в любом классе. Они обучаются по стандартным программам и испытывают определенные трудности в обучении: у них недостаточно сформировано произвольное внимание, слабая концентрация и распределение внимания, низкий уровень развития памяти; им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Отчетливо проявляются дефекты речи. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Своебразно построение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью. Но, зная особенности таких детей, можно корректировать работу с ними, используя способы и приемы, о которых речь пойдет дальше.
Успех коррекционно – педагогической работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль имеет педагогическое взаимодействие с семьей.
В связи с этим одной из задач, которые школа ставит перед собой, является социально – педагогическое сопровождение семьи, которая выполняет следующие виды деятельности:
- Диагностика. Осуществляется анкетирование родителей с целью определения причин, препятствующих гармоничному развитию ребенка в домашних условиях.
- Консультирование. Основная идея данной работы заключается в том, чтобы помочь родителям адекватно воспринимать возникшую в семье проблему и активно участвовать в обучении, воспитании своего ребенка.
- Коррекция. Работа заключается в преодолении различных проблем, связанных с психологическим состоянием родителей (профилактика невротизации, отвержения ребенка, насилия в семье) и поддержке семьи.
Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекция индивидуальных недостатков развития, а также комплексной работы всех специалистов могут обеспечить выполнение детьми с трудностями в учении требований стандарта к знаниям и умениям обучающихся.
Рекомендации организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ на уровне образовательной организации.
1.Создать климат психолого – педагогического комфорта в учебном процессе.
2. Проводить комплексные консультации специалистов для учащихся и их родителей на основании данных психолого – педагогической и медицинской диагностики.
3.Осуществлять просветительскую деятельность в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ, направленную на повышение компетентности взрослых, у которых дети имеют ЗПР.
4. Вести мониторинг психологического состояния ребенка на протяжении всего периода обучения в школе.
5. Организовать психолого – педагогичские консилиумы с целью анализа развития и успеваемости обучающихся с ОВЗ, условий для более полного раскрытия их возможностей.
Информацию подготовила Любашенко И.А. педагог-психолог
« РЦ» по материалам журнала «Методист» №9 2009