Сегодня необходимо затронуть достаточно актуальную тему нашего времени, тему, от которой становится грустно, и ненароком бегут мурашки по коже. Суицидальное поведение учащихся.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Принято различать следующие виды суицидального поведения подростков:
Демонстративное поведение. В основе этого типа поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении подросток чаще всего прибегает к порезу вен, употреблению неядовитых лекарств, изображает повешение.
Аффективное суицидальное поведение. Действия совершаются под влиянием сильных, ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев – затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении подростки прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе поведения подростки оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении подростки прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Скрытое суицидальное поведение – это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле, занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость. То есть характерно деструктивное, саморазрушающее поведение. И сколько угодно можно твердить подростку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут. Психологи пришли к мнению, что у суицидального поведения есть динамика развития.
Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие, в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (снижение успеваемости, уровня интересов, ограничение общения, повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость и т. д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», «чем так жить, лучше умереть» и т. д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни.
Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
Третья стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.
Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний и поиска выхода из создавшейся ситуации. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, от 70 до 75% человек, так или иначе, дают понять окружающим о своем намерении. Намерения проявляются в виде едва уловимых намеков или в виде легко узнаваемых угроз. Очень важно, что большинство тех, кто решается на роковой шаг, ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
Самая сложная задача учителя, классного руководителя – найти «ключик» к пониманию ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, будет способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение. Самое главное и в какой-то степени сложное в работе педагога – это понять, принять и помочь ребенку в нужный момент. Только педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
Литература:
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- 2005.-336с.
- Погодин И.А. Суицидальное поведение, психологические аспекты: учебное пособие. М.,2008.-330с.
- Синягин Ю.В., Синягина.Н.Ю. Детский суицид.- психологический взгляд.- СПБ.,2006.-176с.