Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Образовательные учреждения должны стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны, институтами первичной социализации.
В соответствии с протоколом заседания Совета по межнациональным отношениям при Губернаторе Самарской области от 31.08.2023 были проведены окружные семинары на освящение вопросов по психологической адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях.
Цель проведения практико-ориентированных семинаров: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в части социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях.
Участниками семинаров стали 127 педагогических работников: директора, завучи, учителя начальных классов, педагоги-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, кураторы школьных служб примирения.
На семинаре «Организация работы по психологической адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях» (22.11. 2023 г.) поднимались вопросы:
– нормативно-правовая документация, регламентирующая процесс социальной и культурной адаптации, интеграции мигрантов в образовательной организации;
– этапы профилактической работы в образовательной организации с целью предупреждения дезадаптации и совершения противоправных деяний детей-мигрантов;
– основные направления деятельности педагогических работников по социокультурной и психологической адаптации, социализации несовершеннолетних иностранных граждан.
На семинаре «Создание условий социализации и психологической адаптации детей-мигрантов в образовательной организации» (05.12.2023 г.) представлялся опыт работы педагогов ГБОУ СОШ с. Новое Якушкино, ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино, ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова с. Исаклы, ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск. Были озвучены практики в решении проблем по:
– организации учебно-воспитательной работы с детьми-мигрантами в школе;
– психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации и социализации детей-мигрантов;
– созданию организационно-педагогических условий адаптации детей- мигрантов младшего школьного возраста;
– особенностям преподавания иностранного языка учителем-инофоном;
– адаптации детей-мигрантов в школе;
– психологической поддержки детей-мигрантов;
– работе с родителями обучающихся с миграционной историей.
Материалы семинаров прилагаются.
И.А. Забелина, начальник СПО, педагог-психолог