Организация психологической работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания с целью предотвращения рисков снижения образовательных результатов

В течение марта  2023 г. в рамках методического сопровождения и оказания адресной помощи административным и педагогическим командам школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты, были проведены тренинги с педагогами по командообразованию и профилактике эмоционального выгорания.

Цель тренингов: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.

Всего в тренинге приняли участие 65 человек (в том числе директора, завучи, педагоги-предметники, учителя начальных классов, педагоги-психологи) из ОО с низкими образовательными результатами.

В рамках методического диалога с педагогами были рассмотрены вопросы  предотвращения возникновения симптомов профессионального выгорания.

   Анализируя данные, полученные в ходе тренинга по проблеме «профессионального выгорания», можно выделить основные задачи психолого-педагогической работы по предупреждению феномена в образовательных организациях:

  • формирования навыков конструктивного поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях;
  • создание положительного отношения к профессиональной деятельности через рефлексию и формирование жизненных ценностей;
  • развитие профессионально важных качеств (наблюдательность, оптимизм, находчивость, целеустремлённость, тактичность, креативность и др.);
  • развитие индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • развитие профессиональной компетентности.

Также стоит отметить, что профилактическая работа должна иметь индивидуальный и групповой характер.

   Индивидуальная работа будет эффективна для молодых педагогов. Основной целью индивидуальной работы должно стать осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде.

    Групповая работа должна осуществляться со всеми педагогическими сотрудниками образовательной организации, иметь не менее 10 психолого-педагогических занятий и нацелена на профессиональное развитие, самосовершенствование и обмен педагогическим опытом.

    Скорость профессионального выгорания у педагогических работников зависит от сложности их профиля и контингента, с которым они работают, а также от уровня эмпатии педагога. Поэтому необходимой составляющей профилактики профессионального выгорания является личностная психологическая подготовка педагогического работника, формирование стрессоустойчивости профессионала и навыков высокоэффективного профессионального копинг-поведения и управления эмоциональным состоянием.

      Целесообразно использование методов, основанных на невербальной активности, например — арттерапию и музыкотерапию. Арттерапия является действенным механизмом психологического коррекционного воздействия. Её основным принципом является переструктурирование сложной ситуации с помощью творческих способностей педагога. Музыкотерапия — одна из старейших и действенных форм воздействия на эмоции человека. Механизмы терапевтического действия музыкотерапии: катарсис, эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

     Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи среди коллег. Наряду со специализированными средствами психологического воздействия целесообразно включать и универсальные, направленные на саморегуляцию текущего психического состояния педагогов, достигших различных стадий синдрома профессионального «выгорания» и снятие негативных последствий стрессовых состояний, например с помощью посещения «комнаты психологической разгрузки». При этом могут быть использованы следующие техники: медитация, визуализация, снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция эмоциональных состояний в деятельности педагогического работника, способы регуляции психофизиологического состояния.

Баракина О.С., педагог-психолог «ГБУ ДПО Похвистневский Ресурсный центр».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLметки и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Политика обработки персональных данных

Скачать

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.