6 ноября 2020 года в дистанционном режиме прошел окружной практико-ориентированный семинар «Современные технологии социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в инклюзивной школе при методической поддержке специалистов ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ». Семинар был проведен в формате видеоконференции с применением системы Google Meet на базе ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево в рамках деятельности опорного образовательного учреждения по внедрению ФГОС ОВЗ. В работе семинара приняли участие 99 педагогов округа, среди которых завучи, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды.
Цель семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках реализации ФГОС ОВЗ. Успешность включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в единое образовательное пространство – цель инклюзивной школы, определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, созданием адаптивной среды, специальными условиями обучения, компетентностью педагогов, социальным окружением.
Основные содержательные направления семинара:
- Организация и содержание работы педагогов в части социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках реализации ФГОС ОВЗ.
- Применение современных технологий для успешной социализации детей с ОВЗ в инклюзивной школе (из опыта работы опорных образовательных учреждений округа).
На семинаре был представлен опыт работы педагогов ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево, ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево, ГБОУ СОШ им. А.М. Шулайкина с. Старый Аманак, ГБОУ СОШ им. М.К.Овсянникова с. Исаклы, ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино, ГБОУ СОШ с. Камышла, ГБОУ школы- интерната с.Малый Толкай.
Участники семинара обсудили следующие вопросы:
- Создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивной школе;
- Здоровьесберегающие технологии социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в ГБОУ СОШ № 3 г. Похвистнево;
- Социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью посредством применения современных информационных технологий в ГБОУ СОШ им. А.М.Шулайкина с. Старый Аманак;
- Игровые технологии социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на уроках в начальной школе;
- Метод проектов как условие социализации обучающихся с ОВЗ;
- Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках математики;
- Развитие социальных навыков обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в начальной школе;
- Речь как средство социализации (приемы коррекции и развития речи);
- Психологическая поддержка ребенка с ОВЗ в период адаптации при поступлении в школу;
- Мастер-класс «Учимся взаимодействовать» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ СОШ с. Камышла).
Подводя итог семинара, педагоги отметили, что в современном мире проблема социального развития, социализации подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Системная работа воспитательного, коррекционно-развивающего характера позволит обеспечению обучающихся с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе в их диапазоне возможностей. Процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании школьника: развитие его личности и межличностного общения, подготовку к самостоятельной жизни, профессиональную подготовку.
Предложения по освещению вопросов на следующих семинарах:
- эффективные практики социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при тесном взаимодействии с родителями;
- разработка рабочих программ по предметам;
- лучшие практики коррекционной работы в инклюзивной школе при обучении ребенка на дому.
Забелина И.А., начальник социопсихологического отдела, педагог-психолог